Пособие для журналиста по расследованию организованной преступности
Глава 7.
Экологические преступления и изменения климата
Экологические преступления и изменения климата

Эту главу, посвящённую экологическим преступлениям, написал Тоби Макинтош, старший советник Ресурсного центра GIJN. Он 39 лет работал в Bloomberg BNA в Вашингтоне, и писал про нормативно-правовое регулирование свободы информации в разных странах. Также он автор пособия GIJN по контрабанде животных и браконьерству.

Дельцы, чиновники и преступники создают целые сети для незаконной деятельности, наносящей вред окружающей среде сразу несколькими путями. Они занимаются браконьерством и контрабандой диких животных и обитателей моря, незаконной вырубкой, незаконной добычей ископаемых, свалкой опасных отходов и токсических веществ. Эти экологические преступления часто связаны с другой криминальной деятельностью, например, наркоторговлей или отмыванием денег.

Организованная экологическая преступность

Чтобы объяснить, в чём совпадают интересы разных преступных группировок, исполнительный директор Earth League International Андреа Кроста рассказывает о встрече с хорошо известным азиатским контрабандистом животных в одной южноафриканской стране, где тот продавал акульи плавники и тому подобный товар.

Затем на встречу приезжает представитель преступной группировки: «И внезапно мы говорим про отмывание денег». Затем присоединился третий человек, таможенник из международного аэропорта, который мог организовать контрабанду «да практически чего угодно, в том числе людей».

«Вот так», — объяснил Кроста — «выглядит верхушка экологической преступности».

«Преступления против окружающей среды занимают четвертое место в мире», — заявили в Программе ООН по окружающей среде в 2017 году. «Их оборот составляет 258 миллиардов долларов, и каждый год растёт на 5-7%. Теперь они образуют смычку с другими формами международной преступности».

Денежные оценки — только один из способов измерить их воздействие. Не менее важны и другие отмечаемые учёными последствия: сокращение площади лесов, избыточный вылов рыбы, быстрое сокращение биоразнообразия, влияние на зоонозные заболевания и ухудшение климатического кризиса.

Экологические преступления только подстёгивают изменение климата. Особое внимание обращает на себя приводящая к сокращению площади лесов незаконная вырубка. Кроме того, на чёрном рынке продаются запрещённые химикаты, которые приводят к усилению глобального потепления. А климатические изменения вызывают негативное влияние на экономику, приводят к социальной нестабильности, что в свою очередь тоже становится негативным фактором влияния на окружающую среду.

Поиск источников

Для того чтобы найти источники в таком переплетении коррупции, организованной преступности и экологических преступников, приходится забрасывать сеть пошире.

Правонарушители есть на всех уровнях, от низовых рабочих до финальных потребителей, а вдоль всей цепочки поставки ещё пасутся коррумпированные чиновники. Часто в деле замешаны и представители организованных преступных группировок, хотя некоторые исследователи заявляют, что всё не так однозначно, кое-кто даже говорит, что браконьерство и контрабанда животных — это «неорганизованная преступность».

Многие журналисты и наблюдатели подчёркивают значимость сбора информации и в тех местах, где преступления совершаются, и в тех, где находятся финальные приобретатели незаконной продукции. Другие советуют изучать цепочку поставок, чтобы выявлять пособников экологических преступников, заказчиков и выгодополучателей. Отправных точек может быть много.

Хорошими источниками станут:

  • Некоммерческие организации (НКО), местные и международные.
  • Местные жители.
  • Чиновники, в том числе те, кто занимается торговлей и перевозками.
  • Природоохранные специалисты.
  • Правоохранители.
  • Браконьеры, лесники, рыбаки.
  • Сотрудники цепи поставок, не только продавцы, но и перевозчики.
  • Осуждённые или отбывающие наказание за экологические преступления.
  • Исследователи.
  • Потребители.
  • Новости об арестах.
  • Судебных дела.

Всё чаще возникает потребность в поиске источников онлайн — там, где зачастую и общаются контрабандисты. Проконсультируйтесь с экспертами, поскольку покупатели и продавцы часто маскируют свои транзакции.

Также важно понять правовые и регуляторные ограничения, и лазейки, через которые преступники их обходят.

Уделите время коммерческой стороне торговли конкретными товарами. Например, анализировать торговлю лесоматериалами можно на пяти этапах: вырубка, распиловка, перевозка, маркетинг и отмывание прибыли, как это указывается в отчёте 2018 года Грабёж Африки: Борьба с ОПГ в области заготовки леса. В отчёте также обращаеют внимание на распространённую тактику экологических преступлений: смешивание нелегальных и легальных товаров во избежание выявления.

Примеры материалов

«Они рубят последние деревья»: китайские компании и намибийская элита занимаются незаконной вырубкой красного дерева.

В этом расследовании проекта OCCRP анализируется незаконная вырубка охраняемых палисандровых лесов двумя компаниями с китайской регистрацией. Журналист Джон Гроблер не только много поездил, собирая интервью очевидцев, но и выдал себя за покупателя древесины. Гроблеру в руки попал внутренний отчёт государственного аудита, а также данные официального экспорта. В его статье исследуется компания, учрежденная китайским иммигрантом с несколькими судимостями.

Экологические преступления

Иллюстрация: Энн Кирнан для GIJN

Боливийские ягуары под угрозой из-за спроса на «американского тигра»

В этой статье Ванесcы Ромо с сайта Mongaba показывается, как контролируемые Китаем синдикаты контрабандистов вывозят части туш ягуаров из Боливии. Расследование выявило три криминальные группы, действующие в стране и состоящие почти целиком из граждан Китая. Расследование было проведено путем сбора данных под прикрытием активистами Earth League International и Нидерландского национального комитета Международного природоохранного союза.

Сжигаемое в Болгарии RDF-топливо может содержать опасные отходы

В этой статье журналистка Ксения Вахрушева рассказывает, как недостаточное регулирование и контроль сделали муниципальный мусоросжигательный завод опасным для здоровья и окружающей среды. «Импорт отходов из таких стран, как Италия, вызывает большие опасения в плане общественного здоровья. Антимафиозные итальянские активисты заявляют, что переработкой мусора в их стране занимается организованная преступность, и часто в бытовые отходы подмешиваются токсичные», — пишет Вахрушева. Исходная статья опубликована на сайте bellona.ru в июне 2019 года и переведена с русского для публикации на сайте bluelink.info.

Great Russian Oil Heist image

Статья Радио Свобода о том, как организованная преступность расхищает огромные количества российской нефти. Изображение: Снимок экрана.

Нефть и мафия в погонах

Радио Свобода показало, как организованная преступность «в промышленных масштабах» принимает участие в хищении и сбыте нефти в России. «Организованные преступные группировки воруют огромное количество нефти, используя незаконные врезки и откачивают в автоцистерны или речные баржи, а полиция и спецслужбы обеспечивают защиту и логистическую поддержку в обмен на долю в незаконных прибылях», — сообщается в расследовании Сергея Хазова-Кассиа.

Самое хладнокровное преступление Европы

Это расследование британской НКО «Агентство экологических расследований» выявило незаконные сети, которые через Румынию ввозят в Европу гидрофторкарбон — парниковый газ, преимущественно применяющийся для холодильников и кондиционеров.

Общая картина

Обзоры можно почитать в отчётах международных организаций, например:

Много исследований в это сфере проводят НКО. Например:

Из сферы научных исследований полезен отчёт за 2020 год «Конвергенция экологических преступлений и других серьёзных преступлений». «Ежегодный рост экологических преступлений в сочетании с ужасными последствиями для всей Земли подчёркивают важность расследования диверсификации организованной преступности в незаконной торговле природными ресурсами», — пишут криминологи Даан ван Умм и Рик Нийман.

Более длинный список отчётов международных организаций и НКО см. здесь.

Советы и инструменты

Работа под прикрытием

Работа под прикрытием — стандартный приём правоохранителей и некоторых исследователей из НКО, но она может быть сопряжена с большим риском. Журналистам нужно очень тщательно всё взвесить, прежде чем допустить работу под прикрытием с преступниками. Полезные советы о рисках и преимуществах такой тактики журналистской работы смотрите в статье Международного центра журналистики.

«Расследования под прикрытием имеют свою нишу, но, на мой взгляд, это должна быть крайняя мера», — предупреждает Джулиан Радемайер, автор книги «Убийство ради наживы: Изобличение нелегальной торговли носорожьими рогами». Эстер Накацци, журналист-фрилансер и тренер Internews в Южном Судане, добавляет: «Люди, с которыми вы общаетесь по поводу экологических преступлений, возможно, уже матёрые преступники, и могут прибегнуть к насилию». Накацци и другие предлагают ряд рекомендаций, в том методы обеспечения безопасности. Если вы идёте на встречу, поделитесь своим местоположением с редактором и коллегами. Работайте в парах. И будьте убедительны! Чтобы достичь успеха, Накацци советует: «верьте в надёжность своего прикрытия», «подходите по-деловому» и «говорите так, как будто у вас есть деньги».

Дроны и спутники часто служат менее опасными альтернативными источниками для изучения нелегальной вырубки или добычи ресурсов.

«После сбора такой информации можно перейти к выяснению сопутствующих факторов», — объясняет Пол Раду, соучредитель OCCRP, в интервью Форбс. Он продолжил: «Эти люди должны как-то перевозить незаконные брёвна, и можно проанализировать, кто владеет этими автомобилями и куда они едут. Для этого можно использовать фотоловушки, которые размещаются на деревьях и активируются инфракрасными датчиками или на звук — или с датчиками самолётов, если там садятся и взлетают самолёты — и так далее. Затем все данные ловушек собираются и сопоставляются с данными открытых источников.»

См. также руководства GIJN по использованию спутниковых снимков и дронов.

Использование соцсетей

Контрабандисты сейчас активно используют социальные сети. Поиск по ним может принести идеи для историй, имена подозреваемых и источников, и иллюстрации.

Для выбора подходящих поисковых запросов нужно хорошее знание отрасли и соответствующих кодовых слов. GIJN пообщалась со опытными расследователями и спросила совета. Среди прочего посоветовали вот что:

  • Определите кодовые слова для нужных товаров.
  • Добавьте слова о типе сделки, например «купить, заказ, покупка» и так далее.
  • Подумайте, на каких платформах лучше искать.
  • Постарайтесь скрыть собственные реальные данные, если будете общаться в соцсетях или мессенджерах.

Коротко взглянуть на доступные техники можно в Твиттере группы «занимающейся выявлением торговли проблемными объектами живой природы в социальных сетях» Hounds of Actaeon.

Примеры некоторых историй:

Полезные базы данных

Существуют специализированные базы данных, особенно по некоторым наиболее знаковым видам животных. Их слишком много, чтобы все здесь перечислять, но для примера укажем несколько самых примечательных. См. также ниже разделы «Внешнеэкономические реестры» и «Данные о конфискациях».

  • База данных CITES — крупнейший в мире набор данных по легальной международной торговле вымирающими и близкими к вымиранию видами.
  • Global Fishing Watch — здесь карта и данные о перемещении коммерческих рыболовецких суден.
  • The IUU Fishing Index отражает уязвимости стран, распространенность и реакцию на место в рыболовецком индексе IUU.
  • EcoCrime Data — здесь данные по бассейну Амазонки.

Внешнеэкономические реестры

Контрабанда часто тянет за собой подделку документов, маскировку одних товаров другими и взятки чиновникам.

В этой сводке международной НКО TRAFFIC, отслеживающей торговлю объектами дикой природы, приводятся некоторые распространённые в отрасли методы правонарушений.

База данных UN Comtrade Database — это хранилище официальной международной торговой статистики, основной акцент там на законной торговле животными, но сравнение информации про экспорт и импорт показало интересные различия и вывело на ценные идеи.

Товарно-транспортные накладные могут быть просто кладезем информации. В них указывается наименование отправителя, откуда-куда идёт груз, и кто под этим подписался. К сожалению, во многих странах это не публичная информация. Но они доступны в США, Индии и ряде латиноамериканских стран, в том числе в Панаме и Перу.

Поиск по разным внешнеэкономическим реестрам может принести вам названия компаний, часто подставных, и имена причастных людей. Для некоторых журналистов может быть очень полезна подписка на коммерческие базы импорта-экспорта и перевозок, правда к сожалению, они весьма дороги. Например, это PanjivaImport Genius и Equasis.

В презентации Колумбийского университета профессор журналистики Джаннина Сенини описывает подходы к анализу грузовых контейнеров и транспортных накладных. См. также её слайды на тему Налоговая терминология для отслеживания грузоперевозок.

Пригодятся и другие навыки анализа открытых источников, например, выяснение бенефициарного собственника компании.

Также изучите ресурсы GIJN по этой теме: отслеживание кораблей в море, цепочки поставок и анализ юридических лиц.

Данные о конфискациях и арестах

В новостях или базах данных про аресты и конфискации тоже можно найти много информации о контрабанде. В таких историях, как вот эти из Индии (про незаконную вырубку) или из Австралии (про петушиные бои)  разматывают интересные хитросплетения.

Вот пример статьи в  International Policy Digest, где для описания контрабанды объектов дикой природы западноафриканским картелем «Энтерпрайз» использовались реестры арестов. На сайте Mongabay использовали официальные документы для реконструкции незаконной золотодобычи преступной сетью Лос Топос («Кроты»).

К базам данных о конфискации относятся:

  • The Wildlife Trade Portal НКО TRAFFIC — интерактивный инструмент, отражающий открытые данные НКО TRAFFIC про конфискации и инциденты с объектами дикой природы. По порталу возможен поиск, результаты отражаются не только списком, но и в формате дашборда.
  • The Wildlife Seizure Database, которую поддерживает вашингтонская НКО C4ADS. Доступ по запросу на электронную почту: info@c4ads.org.
  • The Global Environmental Crime Tracker созданный британской НКО «Агентство экологических расследований».

Анализ судебных реестров

Освещая такие темы, бывает полезно проанализировать, что дальше происходит с конфискованным имуществом и арестованными людьми. «Привлекать к ответственности за экологические преступления — значит укреплять верховенство права», — сказал Роберт Мугга, соучредитель института Игарапе в интервью Mongabay.

Эти реестры государственные, и доступ к ним не всегда прост, но иногда историю можно извлечь и из обобщённых данных.

Южноафриканская организация журналистов-расследователей «Центр экологических расследований Окспекера» создала несколько баз данных «от журналистов и для журналистов» чтобы отслеживать привлечение к ответственности за преступления против дикой природы. #WildEye охватывает Европу, #WildeyeAsia описывает экологические преступления в Азии, а  RhinoCourtCases — судебные дела на юге Африки.

Анализируйте и другие сборники, особенно на уровне отдельных стран. В Индии, например, есть База данных преступлений против дикой природы, коорую ведёт Индийское общество защиты дикой природы.