Зелёные крыши на группе зданий и большой круглый въезд, достаточно широкий для разворота грузовика. Именно эти мельчайшие визуальные признаки искали расследователи, изучая множество спутниковых снимков, сделанных в Мьянме после военного переворота в феврале 2021 года.
Определение местонахождения основных складов топлива помогло исследователям из правозащитной организации Amnesty International (AI) установить, каким образом авиационное топливо, используемое для смертоносных авиаударов в Мьянме, попало в страну и было поставлено её вооруженным силам.
С момента захвата власти два года назад военные Мьянмы всё чаще наносят авиаудары. Бомбили и лагерь для перемещённых лиц, где люди пытались спастись от насилия, и штат Кайя, и многочисленные районы проживания гражданского населения: это влекло за собой гибель, ранения и массовое перемещение людей.
Расследование цепочек поставок военным Мьянмы под названием «Смертоносный груз», которое AI провела совместно с активистской группой «Справедливость для Мьянмы», выявило, что хунта полагается на авиационное топливо, которое «поставляется, импортируется, обрабатывается, хранится и распространяется рядом компаний, как иностранных, так и отечественных». Изобличение связей с режимом, обвиняемым в военных преступлениях, привело к немедленным последствиям: одна из компаний, упомянутых в расследовании, объявила о планах покинуть Мьянму уже через 10 дней после публикации материала.
В ходе расследования использовался целый ряд источников, включая утекшие документы компании, публичные записи, интервью с военными, перебежчиками, свидетельства переживших авиаудары, и, что особенно важно, спутниковые снимки. Именно они помогли команде выявить важнейшие звенья в цепочке поставок – от расположения складов и маршрутов доставки топлива по морю до активности самолётов на взлётно-посадочных полосах в Мьянме и ущерба, причинённого авиаударами.
На Международном фестивале журналистики 2023 в Перудже (Италия) Мика Фарфур, специальная советница по дистанционному зондированию в лаборатории доказательств AI, рассказала участникам об анализе спутниковых снимков в этом расследовании и поделилась инструментами и советами, которые она регулярно использует в своей работе.
«Спутниковые снимки становятся всё более и более доступными для всех», – сказала Фарфур, добавив, что Amnesty использует их для планирования расследований и подготовки предварительных отчётов. «Мы используем спутниковые снимки, чтобы увидеть районы с активной деятельностью, или места, где были сожжены деревни, или где находится большое количество ВПЛ [внутренне перемещённых лиц] или беженцев, и в соответствии с этим планируем наши расследования», – пояснила она.
Спутниковые снимки использовались и в другом расследовании по Мьянме, опубликованном аналитическим центром Chatham House, для проверки утверждений о том, что на мьянманских Кокосовых островах в Бенгальском заливе строится китайский разведывательный объект.
Как использовать спутниковые снимки в расследованиях
При расследовании или освещении кризисных ситуаций, таких как военный переворот в Мьянме или текущий конфликт в Судане, спутниковая съёмка позволяет получить доступ к труднодоступным районам в течение нескольких дней или даже суток благодаря спутникам на орбите.
Это позволяет журналистам-расследователям отследить последовательность событий, например, до и после авиаудара, иногда через несколько дней или минут после его совершения. «Так гораздо проще для расследований и для документирования нарушений прав человека», – говорит Фарфур.
По словам Фарфур, есть преимущества и в плане безопасности: «Возможно, вы не хотите посылать журналиста на место событий. Мы часто очень бережем наших расследователей. Но они всё равно могут визуально определить некоторые элементы на местах, глядя на спутниковые снимки».
Спутниковые снимки оказались «достаточно быстрым и экономически эффективным способом» подтверждения свидетельских показаний, поскольку сила фотографии при публикации результатов расследования неоспорима. Она добавила: «Словами никого не убедишь, но если показать фотографию, то [вероятность убеждения] гораздо выше».
Фарфур призвала репортёров подумать о том, в каких случаях спутниковые снимки могут пригодиться в расследованиях, и, наоборот, рассмотреть сценарии, в которых они не помогут в подготовке материалов или по практическим причинам просто неприменимы.
С помощью спутниковых снимков можно обнаружить места пожаров в районах застройки или зелёных насаждениях, особенно легко это увидеть, если строения были из легковоспламеняющихся материалов, например дерева или соломы. «Уже существует множество алгоритмов, позволяющих точно определить, какое строение сгорело и сколько их всего было», – говорит Фарфур.
Кроме того, на большинстве спутниковых снимков можно обнаружить крупную технику, потенциально используемую для расчистки территории или проведения земляных работ, а также места добычи полезных ископаемых, если они не находятся под землёй. Это может помочь журналистам обнаружить просеки, места строительства или земляных работ, что пригодится при расследовании вырубки лесов, незаконной добычи полезных ископаемых или военных преступлений, связанных с массовыми захоронениями. Строительство стены или забора, зафиксированное на спутниковых снимках, может свидетельствовать о появлении новой охраняемой территории. Повреждения от авиаударов также обычно хорошо видны на спутниковых снимках, добавила Фарфур.
Но бывает, что анализ спутниковых снимков бесполезен из-за особенностей размещения спутников и их технических возможностей.
По словам Фарфур, уличные протесты в ночное время – да и вообще всё, что происходит ночью, – трудно исследовать с помощью спутниковых снимков. Спутники делают лучшие кадры в период с 10 утра до полудня по местному времени, чтобы уменьшить количество теней, поэтому ночных снимков обычно в наличии нет.
По словам Фарфур, очень гористые районы могут «выглядеть словно картина» на спутниковых снимках из-за технических особенностей: «Если это очень гористая местность, например, Афганистан – то из-за ракурса и особенностей съёмки выглядеть она может хаотично». Яркие песчаные участки будут отражать свет, что сместит баланс белого в изображении, из-за этого разглядеть дома или строения будет сложно. Песчаные бури тоже закрывают землю, как и облачный покров.
Хотя сейчас существуют средства дистанционного зондирования, способные видеть сквозь облака, они пока чаще всего используются для США. Поэтому в регионах с частой облачностью, например, в дельте реки Нигер, полезных спутниковых снимков будет мало и только в некоторые времена года.
По словам Фарфур, ей присылали видеозаписи нарушений прав человека, которые происходили в помещениях, и просили по каким-то элементам на видео и спутниковым снимкам установить локацию. «Я нашла несколько таких мест, но это бывает нечасто», – сказала она. Точно так же сложно узнать местонахождение конкретного человека по спутниковым снимкам. «Одного человека от другого не отличишь», – сказала она. «Я, наверное, могу посмотреть и увидеть, что там кто-то есть, по тени, но я не определю, кто это».
По её словам, в других сферах, например, при попытке определить по спутниковым снимкам случаи применения стрелкового оружия, для подтверждения любых подозрений потребуется сбор большого количества данных с земли.
Возможно, вы ищете какие-то «факты, которые только по спутниковым снимкам не определить», – говорит она, приводя в пример анализ снимков на предмет наличия следов вырытых вручную могил. Изменения в цвете земли или нарушения растительного покрова могут указывать как на рытьё могил, так и на сбор урожая. Необходимо искать дополнительные следы: дорожки, ведущие к месту захоронения, транспортные средства для перевозки тел, и соответствие расположений могил местным обычаям и культуре.
Как извлечь максимальную пользу из спутниковых снимков
Использование разных спектральных диапазонов
Электромагнитный спектр делится на полосы разного диапазона с определёнными длинами волн. (Вот удобный обзор различных спектральных диапазонов). Спутники снимают во всех диапазонах, но первый просмотр спутниковых снимков, скорее всего, вы делаете при естественном освещении. Просмотр того же набора изображений в других диапазонах может позволить репортёрам уловить различные детали. Например, использование ближнего инфракрасного диапазона позволяет более чётко увидеть повреждения от огня.
«Ближний инфракрасный диапазон очень полезен при изучении выгоревших территорий. Обычно он используется для анализа растительности и её состояния. Всё, что на снимках видно ярко-красным и розовым, означает очень сильное инфракрасное излучение», – говорит Фарфур. «И можно посмотреть на схожие поля и поискать выделяющиеся участки».
В качестве примера Фарфур привела инфракрасный спутниковый снимок города Ракка (Сирия), сделанный в 2017 году в период эскалации конфликта против ИГИЛ. На снимке хорошо видны места пожаров.
Не гадайте и остерегайтесь культурных стереотипов
Фарфур продемонстрировала ещё одну серию спутниковых снимков, сделанных в апреле 2023 года в районе Джебель-Марра в Судане. На снимках в ближнем инфракрасном диапазоне были видны участки выжженной земли, которые заставили исследователей предположить, что ущерб был нанесен недавними боевыми действиями в этом регионе. Однако, изучив архивные спутниковые снимки того же района, Фарфур пришла к выводу, что эту территорию выжигают каждый год, скорее всего, для сельскохозяйственных целей. «Не делайте предположений только потому, что вы живете там, где поля не жгут», – предупредила она.
Поворот изображений при использовании Google Earth Pro
«Когда вы смотрите на спутниковые снимки в настольной версии Google Earth Pro, здания стоят боком», – пояснила Фарфур. «Мой мозг не может обрабатывать изображения, когда здания отображаются боком, я не понимаю, что происходит. Бывали ситуации, когда я не могла понять, стоят ли там вышки сотовой связи, или кто-то попытался их снести».
Это может быть особенно проблематично, когда у Amnesty нет доступа к людям на местах, чтобы подтвердить увиденное. Простое вращение изображения с помощью поворотной шкалы в Google Earth Pro может помочь вам лучше понять, что вы видите.
Поиск закономерностей
При изучении цепочки поставок авиатоплива в Мьянме выявление закономерностей сыграло решающую роль в определении местоположения складов топлива. Список объектов на сайте компании помог сузить круг поиска, но именно повторяющаяся картина недавно перекрашенных зелёных крыш и новых элементов безопасности на складах топлива помогла Фарфур точно определить местоположение.
Уменьшение масштаба
«Иногда вы очень близко изучаете изображение, но увидеть перспективу можно только если уменьшить масштаб», – говорит Фарфур. «Вы можете обнаружить, что поблизости есть больницы, но вы были настолько сосредоточены на этом конкретном самолёте в аэропорту, что больницы не увидели».
Инструменты анализа спутниковых изображений
Фарфур рассказала о ряде доступных инструментов для получения и анализа спутниковых снимков.
Google Earth Pro – ПК версия. Этот легкодоступный инструмент полезен тем, что отображает временную шкалу, позволяя взглянуть на старые снимки и сравнить их с более свежими. «Вы не получите свежих снимков места, по которому вчера был нанесен авиаудар, но вы сможете увидеть базовую карту района и понять, как он выглядел раньше, какие здания там находились», – пояснила Фарфур.
Sentinel Hub EO Browser (бесплатный и платный варианты). Фарфур считает, что этот браузер является отличной отправной точкой для тех, кто раньше не пользовался спутниковыми снимками, поскольку в нём есть целый ряд бесплатных инструментов, информация о просматриваемом изображении, и обучающие инструкции.
Planet Labs в одном из своих премиум-продуктов предлагает снимки с разрешением 3,7 м (12 футов), которые охватывают всю планету каждый день. На них можно увидеть крупные здания, корабли и самолёты, но самая полезная функция – это возможность сравнивать снимки, сделанные в течение суток. «Для нас это означает, что мы можем определить время, когда был нанесён авиаудар, с точностью до 24 часов», – говорит Фарфур. «До этого снимки можно было получить раз в три месяца, если только речь не шла об особо важном районе. Я использую этот сервис в качестве сигнала, подсказывающего мне, откуда стоит запросить снимки более высокого разрешения».
На платформе «Института мировых ресурсов» по лесному хозяйству в свободном доступе можно найти снимки, которые могут быть полезны при проведении экологических исследований.
SkyWatch продаёт снимки меньших площадей по более низкой цене. «Бывает, приходится заказывать много снимков с большой площади, когда нам нужен всего-то квадратный километр», – пояснила Фарфур.
Image Hunter продаёт спутниковые изображения и позволяет увидеть, какие снимки пользуются спросом. Так вы можете найти новую интересную область для исследования. «Я смотрю на карту, понимаю, какие изображения покупают люди, и задаюсь вопросом, почему их интересуют снимки именно этих мест?» – говорит Фарфур.
Запись выступления Мики Фарфур на конференции в Перудже см. ниже.
Лаура Оливер – журналистка-фрилансерка, работающая в Великобритании. Она писала для Guardian, BBC, Euronews и других изданий. Постоянный тренер по журналистике для Thomson Foundation и Thomson Reuters Foundation, также выступает консультантом по стратегии работы с аудиторией для новостных редакций. С её работами можно ознакомиться здесь.