Журналистам, расследующим кампании по распространению ложной информации (misinformation — мизинформация — это ложная информация, которая распространяется либо по ошибке, либо с намерением ввести в заблуждение) и дезинформации (disinformation — распространение заведомо ложной информации) важно определить, кто за этими кампаниями стоит. Однако, этого недостаточно: не менее важно понимать мотивы тех, кто в них участвует. Об этом на 12-й Всемирной конференции журналистов-расследователей (#GIJC21) рассказал Крэйг Сильверман, журналист некоммерческого издания ProPublica и автор учебника по верификации данных.
По словам Сильвермана, наиболее распространенный элемент таких кампаний — это ложный контекст: реальное утверждение или точная цитата приводятся в отрыве от изначального контекста и смысла с целью ввести аудиторию в заблуждение. «Отслеживая или расследуя ложную информацию и дезинформацию, не забывайте об этом. Обращая внимание только на 100% ложь, выдаваемую за новости, вы почти все пропустите».
Семинар «Разоблачение корней дезинформации» на Глобальной конференции журналистов-расследователей GIJC21 провели Крэйг Сильверман и Джейн Литвиненко, старший научный сотрудник Гарвардского центра СМИ, политики и государственной политики имени Шоренштейн, которая специализируется на расследовании недостоверных новостей и мифов в сети Интернет. Как отметила Литвиненко, ложная информация и дезинформация часто распространяются в соответствии с заранее разработанной стратегией. «После этапа планирования такой кампании начинается этап распространения информации в социальных сетях. На этом этапе журналисты могут на нее отреагировать», — говорит она. «Конечно, несмотря на наши разоблачения, многие кампании продолжаются. Они просто приспосабливаются».
Сильверман и Литвиненко предложили множество советов и инструментов, с помощью которых можно расследовать эти кампании.
Советы по разоблачению дезинформации
Видео и фотографии
Пытаясь верифицировать видео и фотографии, журналист должен спросить себя: это оригинальное изображение или видео? Кем и когда оно было сделано? И, наконец, где именно проводилась съемка — это поможет определить геолокацию.
Литвиненко и Сильверман рекомендуют инструмент WeVerify — плагин для проверки, который работает с Chrome. После установки плагин дает пользователям возможность искать изображение в различных поисковых системах, в том числе TinEye, Bing и Yandex, а также позволяет пользователю выделить определенную часть изображения и искать только ее. У Yandex также есть возможность распознавания лиц, но эта технология всё еще требует дополнительной проверки. «При поиске изображений важно выйти за рамки Google. Поисковый плагин WeVerify позволяет это сделать», — говорит Литвиненко.
Учетные записи в социальных сетях
При опровержении дезинформации можно начать с проверки учетных записей в социальных сетях, публикующих или распространяющих информацию. Во-первых, проверьте, является ли аккаунт верифицированным — действительно ли он принадлежит тому, кому приписывается? Когда была создана учетная запись? Какое месторасположение указал автор? Затем переходите к подробной проверке сведений: какие выводы можно сделать из связанных с учетной записью контактов? Кто добавлен в друзья? С кем автор регулярно ведет диалоги, чьими материалами делится, кому ставит лайки? Видны ли в его действиях закономерности? Регулярно ли он публикует сообщения? На какие темы?
«Иногда заметно определенное несоответствие или противоречие между тем, кем человек себя называет, и контентом, которое публикуется от имени его учетной записи. На это следует обращать внимание», — отмечает Сильверман.
Twitonomy — инструмент, с помощью которого журналисты могут получить подробную и наглядную аналитику по интересующей их учетной записи Twitter. «Здесь вы узнаете, как часто автор публикует твиты, на чьи твиты отвечает, кого ретвитит», — добавляет Сильверман. «Также можно получить информацию о том, когда именно публикуются твиты — это даст вам представление о том, в каком часовом поясе находится автор».
Приложения для разговоров
Мессенджеры довольно часто используются для распространения дезинформации, но здесь расследование имеет свои границы. «Они в корне отличаются от общедоступных профилей в Twitter или Facebook, то есть информации, которую авторы сознательно выкладывают в открытый доступ», — поясняет Литвиненко. «Приложения для разговоров рассчитаны на конфиденциальность; используя их в журналистских материалах, будьте осторожны».
По ее словам, один из способов обойти ограничения — это краудсорсинг, то есть сбор информации от аудитории. Этот подход был успешно применен в Бразилии в рамках проекта Comprova: 24 медиа-компании объединились для выявления слухов и сфабрикованного содержимого, распространяемого с целью влияния на выборы в Бразилии в 2018 году.
«Все редакции опубликовали для своих читателей и зрителей один и тот же номер WhatsApp. Сталкиваясь с вероятно ложной информацией, аудитория отправляла ее на этот номер для подтверждения или опровержения. Поэтому не стоит недооценивать обращения к аудитории» — говорит она. Метод краудсорсинга хорошо работает с чат-приложениями, такими как WhatsApp или Telegram. В противном случае расследования информационных кампаний в этих приложениях проблематичны, так как вступить в закрытые группы не всегда легко.
Одним из самых полезных инструментов для расследования содержимого в Telegram — приложении для обмена зашифрованными сообщениями — является Tgstat, инструмент поиска и аналитики каналов. С его помощью журналист может получить представление о людях, занимающихся тем или иным каналом. «Если вы введете имя пользователя в Tgstat, вы сможете получить аналитику за период до 90 дней и увидеть, был ли на канале большой приток подписчиков, и в какие дни опубликованное содержимое пользовалось наибольшей популярностью», — говорит Литвиненко.
Оба докладчика призвали к чрезвычайной осторожности и сбору убедительных доказательств, прежде чем выносить суждения на основании работы с этими инструментами. «Частая ошибка людей, ведущих такую работу — навешивание ярлыков и обвинения, не подтвержденные дополнительными доказательствами», — предупреждает Сильверман. «Итак, будьте осторожны. Собирайте доказательства — множество доказательств — пока не сможете говорить с большей уверенностью».