Не бывает идеального способа брать интервью у перенесших психологическую травму в результате насилия или преступлений, стихийных бедствий или несчастных случаев. Каждая ситуация уникальна, в каждой есть свои этические проблемы и дилеммы.
Но как журналистка, 12 лет писавшая о разных видах насилия и его жертвах, я подготовила несколько рекомендаций в качестве пособия для проведения гуманного, деликатного и уважительного интервью. Эти советы — часть моего семинара «Как освещать боль». Они основаны на множестве курсов и лекций, наблюдений психотерапевтов, правозащитников и коллег, а также на опыте тех, кто посещал мои семинары.
Наиболее важный элемент и сквозной компонент этой работы — искренняя внимательность и забота о безопасности. В частности, очень важны:
- безопасность интервьюируемых (особенно во избежание их повторной виктимизации);
- защита информации;
- безопасность коллег, с которыми мы работаем;
- ваша личная безопасность.
Человеческие страдания, несправедливость и последствия неравенства, войн или стихийных бедствий часто оказываются в фокусе внимания журналистов. Тем не менее, прежде чем брать интервью, я предлагаю задуматься над историей, которую вы хотите рассказать. Спросите себя, действительно ли публике необходимо узнать подробности этой частной трагедии? Чего вы добьетесь своей публикацией? Если интервью с жертвой или пострадавшим все-таки необходимо для вашей истории, вот некоторые советы:
-
Представьтесь журналистом.
Базовое правило профессии — представьтесь журналистом. Если вы считаете, что это небезопасно, можете пропустить этот совет. Но имейте в виду, что нельзя напрямую приписывать какую-либо информацию человеку, который не согласился дать интервью для публикации.
-
Найдите для интервью достаточно времени.
Если у вас мало времени, сообщите об этом собеседнику и ограничьтесь общими вопросами о произошедшем, не вдаваясь в подробности травмирующего события. В противном случае может оказаться, что человек раскрывает перед вами болезненные подробности, а вы торопитесь и не можете его выслушать. Не ограничивайтесь вопросами о том, что произошло; задавайте вопросы и о самом собеседнике — спросите, как на него повлияла трагедия, что он чувствовал во время обсуждаемых событий, и удалось ли справиться с эмоциями впоследствии.
-
Подберите для интервью подходящую обстановку.
В идеале интервью следует проводить в месте, где вы можете говорить конфиденциально и безопасно, где вам никто не помешает, где интервьюируемому не нужно повышать голос, чтобы вы его услышали. Избегайте ситуаций, когда вас слышат дети; даже если взрослые говорят, что ребенок уже ко всему привык, услышанное может негативно на него повлиять.
-
Решите, будете ли вы записывать интервью.
Спросите интервьюируемого, будет ли ему комфортно, если разговор будет записываться. Делая заметки в блокноте, не забывайте смотреть в глаза собеседнику, ведь визуальный контакт очень важен. Если интервью записывается на диктофон или видеокамеру, хорошо подготовьтесь и убедитесь, что интервьюируемому не придется прерываться из-за технических проблем. Также не забудьте сделать резервную копию. Если речь идет о важном свидетельстве — например, если это первый свидетель или пострадавший, который решился рассказать о случившемся, то записывать необходимо: впоследствии файл может стать доказательством в суде или поможет в расследованиях по установлению истины.
-
Подготовьте интервьюируемого.
Перед тем как брать интервью, в общих чертах согласуйте темы, которые будут затронуты. Важно объяснить цель вашего расследования и то, чего вы надеетесь достичь. Это позволяет интервьюируемому подготовиться эмоционально, ему не покажется, что вы нападаете на него с вопросами, у него не будет ложных представлений о вашей работе, он сможет заранее решить, сможет ли с вами разговаривать, и есть ли у него такое желание.
-
Контроль над процессом и результатом.
Не давите на человека. Перед началом интервью важно подчеркнуть, что все решения принимает интервьюируемый, и объяснить ему его права. Сообщите ему, что отвечать следует только на те вопросы, на которые он желает ответить; что можно будет сделать перерыв или закончить интервью, если он почувствует себя подавленным; что у него будет возможность попросить вас не раскрывать потенциально опасную информацию.
-
Взвесьте свои вопросы.
Интервью с потерпевшим в результате трагических событий человеком требует сочувствия и умения поставить себя на место жертвы. Спросите себя: если бы этот человек был родственником кого-то из близких вам людей, вы бы задали ему те же самые вопросы? Кроме того, важно, чтобы ваши вопросы предполагали открытые ответы (не просто «да» и «нет»); это дает потерпевшему возможность говорить своими словами.
-
Поддерживайте зрительный контакт и будьте внимательным слушателем.
Поддерживайте зрительный контакт, позаботьтесь о том, чтобы вас не беспокоили посторонние звуки — вибрация мобильного телефона или другие отвлекающие факторы. Это поможет наладить контакт с человеком, рассказывающим свою историю. Внимание журналиста должно быть сосредоточено одновременно на четырех вещах: что говорит собеседник, что с ним происходит во время рассказа, что происходит вокруг (например, когда начинаются сумерки или чувствуется присутствие других людей), и куда движется интервью.
-
Избегайте вопросов, криминализирующих человека.
Как правило, потерпевшие испытывают чувство вины. Они одиноки, им страшно, немногие им верят. Они говорят правду, противоречащую системе, построенной для дискредитации любого, кто заявляет о злодеяниях вслух.
Будьте осторожны в своих вопросах, постарайтесь не криминализировать жертву. Например, воздержитесь от вопроса: «Вам не страшно было гулять в темном месте без сопровождения?». Лучше спросите, опасен ли этот район, часто ли бывает, что уличные фонари там не работают. Нельзя возлагать бремя вины на потерпевшего.
-
Подумайте, оправдано ли напоминание человеку о травмирующем опыте.
Для некоторых расследований — например, в попытке найти закономерности в серии изнасилований, случаев сексуального насилия или пыток со стороны полиции — необходимы подробности ситуаций, связанных с тяжелой травмой. Такого рода интервью нужно проводить при согласии потерпевших, и когда это действительно имеет смысл для материала, над которым вы работаете. Вопросы могут восприниматься как своего рода пытки, поэтому их следует задавать деликатно, отводя время на перерывы. Если же для вашего расследования такие подробности не нужны, лучше процитировать в своей работе заявления жертвы, сделанные ранее.
-
Ищите разные пути понимания травмирующего опыта.
Слова — не единственный способ выразить боль. Ищите пути к пониманию эмоций потерпевших, не заставляющие их снова проживать болезненный момент. Попросите жертву показать написанное ею стихотворение, песню, рисунок, отрывок из дневника или молитву, которая поможет вам понять ее эмоции без необходимости бередить еще не зажившую рану. Хорошая стратегия — попросить описать свои сны. Как правило, сны обладают достаточной повествовательной силой, и вам не придется задавать вопросы, которые потребовали бы от человека вновь проживать травмирующий опыт.
-
Если человек расстроен или плачет, отнеситесь к этому спокойно.
Интервью о травмирующих событиях и утрате членов семьи бывают болезненны; ваш собеседник может заплакать из-за множества причин. Возможно, вопросы были заданы не совсем тактично, или сам предмет разговора вызывает сильные эмоции, заставляет высвободить накопившиеся чувства.
Если интервьюируемый плачет, реагируйте без лишних эмоций. Тактично спросите, нужно ли ему чем-то помочь, предложите воды. Предлагать салфетку или платок — не всегда хорошая идея: это может быть воспринято так, как будто журналист призывает жертву обуздать свои эмоции и продолжить интервью. Объятия могут восприниматься как вторжение в личное пространство, и поэтому не рекомендуются, особенно при разговорах с жертвами пыток или сексуального насилия.
Иногда интервьюируемые чувствуют разочарование, гнев или раздражение. В их ситуации такие реакции вполне нормальны. Если человек критикует прессу, лучше всего не начинать перепалку, не спорить — просто выслушайте его. Если ситуация начинает выходить из-под контроля и вы чувствуете опасность, постарайтесь осторожно уйти.
-
Закончите интервью на вопросах о восстановлении.
«Как вы справились с пережитым?» и «Что помогло вам вернуться к обычной жизни?» — это примеры вопросов, которыми можно закончить интервью на болезненную тему. Важно создать пространство для размышлений о восстановлении, чтобы интервьюируемый рассказал о возможностях, о силе человеческого характера и о том, почему важно действовать сообща. Это дает возможность не только получить важную для журналиста информацию, но и закончить интервью на рассказе о достигнутом, не сковывая человека тоской и травмирующими переживаниями.
Завершая интервью, журналист должен поблагодарить пострадавшего за оказанное доверие, за рассказ о полученном тяжелом опыте. Обменяйтесь контактными данными, но не давайте обещаний, которые не сможете выполнить, и не обещайте восстановления справедливости благодаря вашему интервью.
-
Анализируйте все возможные последствия.
В определенных ситуациях, например, в условиях повсеместного насилия и безнаказанности, каждый журналист, публикующий материал, должен подумать о возможных последствиях для своих собеседников. Вместе с интервьюируемым проанализируйте, какие риски повлекут за собой его заявления, готов ли он пойти на эти риски, и как эти риски уменьшить. Перед публикацией выделите какое-то время на то, чтобы перечитать информацию и оценить — возможно, вместе с редактором — что именно в этом материале может повлечь за собой последствия для участников (например, раскрыть личность преступника), и продумать стратегию защиты источников. Иногда приходится опустить некоторые детали, дождаться другого случая, или подумать, как подать информацию по-другому.
-
Проверяйте информацию.
Травмирующие события часто влияют на память. Воспоминания изменяются с течением времени из-за страха, необходимости осмыслить произошедшее, желания обо всем забыть, вновь выявленной информации или просто из-за того, что человек слышал свидетельства других людей. Такие интервью требуют особой тщательности, если вам нужны точные подробности и комментарии, на которые будет опираться ваш материал. Во время интервью давайте себе время на уточнение деталей.
Если вы работаете над расследовательским материалом, важно собрать максимально полную информацию. Ищите свидетелей и доказательства, которые подтвердят полученные вами свидетельства пострадавших, и не опускайте подробности, если информация окажется противоречивой.
Во время интервью с человеком, пострадавшим от насилия, важно проинформировать его, если вы намерены разговаривать и с другими людьми, чьи слова могут подтвердить или дополнить его свидетельство, или представить альтернативную версию. Если вы берете интервью у человека, которого обвиняют в совершении преступления, или хотите представить также мнение властей, последнее слово не должно оставаться за ними. Не допускайте, чтобы ваша работа повторно виктимизировала человека, который поделился с вами своим свидетельством. У жертвы должна быть возможность еще до публикации ответить на любые встречные обвинения, выдвинутые против нее.
Одно из правил журналистики — проверять информацию. Обязательное правило при работе над такими темами — не подвергать жертв повторной виктимизации.
Рекомендуемые материалы по теме (на английском):
- Трагедии и журналисты: руководство по более эффективному освещению
- Руководство стипендии им. Охберга
- Освещение сенсационных новостей: интервью с жертвами и пострадавшими
- «Расследования о правах человека с психосоциальной точки зрения», руководство авторства Карлоса М. Беристаина.
- «Этическая консультация», автор — Хавьер Дарио Рестрепо.
Марсела Турати — независимый журналист-расследователь и соучредитель мексиканской некоммерческой организации в сфере расследовательской журналистики Quinto Elemento Lab , а также веб-сайта Where Do the Disappeared Go? («Куда деваются пропавшие без вести?»). Турати известна своими расследованиями о пропавших без вести, насильственных исчезновениях, массовых убийствах мигрантов и массовых захоронениях.