Гость нашей рубрики «Мои любимые инструменты» – Мохаммед Хаддад, который возглавляет отдел интерактивных технологий Al Jazeera, AJLabs.
Этот журналист палестинско-южноафриканского происхождения работает с данными уже десять лет. Он присоединился к этому направлению в начале египетских восстаний 2011 года. Команда Хаддада — лауреат премий, хотя по сути в ней всего два штатных визуальных сторителлера и журналиста данных — впрочем, они часто привлекают к работе фрилансеров. В этом году Хаддад планирует удвоить команду. Он часто выступает на разных площадках и проводит тренинги по журналистике данных для представителей разных стран.
По его словам, цифровые инструменты могут сыграть решающую роль в разработке контента для аудитории, которая преимущественно читает и пересылает новости в соцсетях.
«Мы оказались в ситуации, когда хочется глубины, а приходится создавать контент, подходящий для соцсетей», — сказал Хаддад. «Эти средства становятся частью журналистского инструментария, без которого уже не проживёшь».
RStudio, Tidyverse
RStudio создает бесплатные и открытые инструменты для языка программирования R, который часто используется для статистического анализа и визуализаций. Хаддад добавляет к этому ещё использование Tidyverse — интерфейса для набора шаблонов, которые упрощают использование R.
Хаддад использует язык программирования R уже четыре года, и это очень ему помогает в журналистике данных. «Если [история] строится вокруг данных, которые нужно анализировать, то я предпочитаю программировать на R, в частности в RStudio», — говорит он.
Он применял оба этих инструмента в Al Jazeera для освещения пандемии коронавируса. «Мы берём данные университета Джона Хопкинса для любого новостного материала», — говорит Хаддад. «Там каждый день публикуют новые сводки, нам оставалось только подключить их к визуализации данных.» При помощи сценария, который получает данные университетского «коронавирусного ресурсного центра», ставшего центром глобальной статистики по COVID-19, Хаддад использует R для отфильтровывания данных, сортировки и нанесения на карты. «Можно поменять формат, упорядочить данные по времени – всё, что угодно! Очень эффективный способ обработки, на самом деле».
Mapbox
Важную роль в журналистике данных играют географические карты, и Al Jazeera — одна из многих новостных организаций, которые интегрировали их в свою работу с изображениями. «Как и большинство новостных организаций, мы много используем картографирование, и Mapbox — наш постоянный инструмент в последние полтора года», — сказал Хаддад.
Mapbox — открытая услуга по модели «фримиум» (основа бесплатная, дополнительные функции за деньги). Ценообразование гибкое в зависимости от месячной активности после достижения организацией 25 000 пользователей. Ею пользуются разные платформы как в журналистике, так и в других сферах. Хаддад использовал этот сервис, чтобы дополнить и вывести на новый уровень визуальное повествование.
«Когда видишь географическое распределение, то понимаешь стратегическое значение некоторых регионов», — поясняет он, приводя в пример историю Аль Джазиры про напряженные отношения между Индией и Китаем, и как они отражаются на регионе со спорными границами. С помощью Mapbox и шаблона “scrollytelling” (когда сюжет разворачивается по мере прокручивания страницы) читатель знакомится с сюжетом про границы, проиллюстрированным 3D-моделями, визуализацией данных, фотографиями и видео — и так узнаёт историю региона и территориальных споров вокруг него.
«Мы используем географию как путешествие, и [создаём] инфографику там, где она нужна, чтобы аудитория соцсетей смогла лучше понять эти события», — говорит он.
Web Stories от AMP
Портал AMP (Accelerated Mobile Pictures — ускоренные мобильные картинки) и функция Web Stories (Веб-истории) тоже очень помогают в визуальном сторителлинге, особенно когда много материалов пользователи просматривают с мобильных устройств через социальные сети. «Для нас истории с данными всегда раскрываются через человеческий аспект. Как событие повлияло на людей? Что у них происходит?» — говорит Хаддад. «Эта система служит для создания мобильного контента, который легко потреблять, и который основывается на данных.»
Web Stories — открытая и бесплатная веб-служба — использовалась, например, для создания материала Аль Джазиры «Узнайте его по имени» о чернокожих, пострадавших от полицейского насилия в США.
«Мы взяли данные с [публично доступного] веб-сайта Mapping Police Violence (Картографирование полицейского насилия). Там ведут базу данных обо всех, кого в США убила полиция», — объясняет Хаддад. «Мы скачиваем базы целиком в файле Excel, прогоняем через R и отфильтровываем по делам и обстоятельствам». Затем вместе с иллюстратором, консультируясь с американским редактором, они создали графическое отображение более десятка историй жертв, таких как Джордж Флойд и Бреонна Тейлор.
Nivo
Nivo — открытое и бесплатное решение, один из нескольких инструментов Хаддада для визуализации данных. В нём собраны воедино «заранее определённые шаблоны, которые мы можем использовать с более сложными наборами данных» — говорит он. Инструмент оказался очень полезен в материале «Как голосовала моя страна в ООН?» где команда Аль Джазиры проанализировала более 6000 голосований на Генеральной Ассамблее ООН с 1946 по 2018 год.
«Мы хотели понять, как страны голосуют в ООН, как менялась их позиция», — говорит Хаддад. «Как страны голосовали по израильско-палестинскому конфликту, по ядерному оружию, правам человека, экономическому развитию».
Созданный с помощью Nivo огромный интерактивный материал разбит на темы по регионам и десятилетиям. В нём демонстрируется, насколько разными были позиции стран-членов ООН по целому ряду вопросов. Есть и дальнейшая разбивка по категориям, отражающая темы, которые больше всего обсуждались на Ассамблее, например, права человека.
Chartbeat
Chartbeat — это инструмент аналитики с функциями, которые по мнению Хаддада могут быть крайне важными для редакций и журналистов: они показывают такие параметры как глубина прокрутки (насколько далеко читатели прокручивают страницу) и аналитику в реальном времени.
Журналисты данных часто «не особо стараются понять привычки своих пользователей и особенности медиапотребления», но Хаддад считает, что такая информация очень важна и информативна. В материале по голосованиям в ООН, например, «журналисты были уверены, что он перегружен информацией, но аналитика показала, что многие люди просматривали его больше шести минут», — говорит он. А у большинства историй время просмотра составляет примерно три минуты.
Аналитика очень помогает Хаддаду и его команде в AJLabs оценить воздействие и актуальность их историй.
«Первое, что я делаю после публикации истории — это открываю Chartbeat и смотрю, как её воспринимают другие СМИ и разные люди в соцсетях», — говорит Хаддад. «Раньше издатели прессы публиковали материалы, руководствуясь интуицией, а затем смотрели на объёмы продаж газеты. А в нашем случае мы используем данные в реальном времени и посекундно видим вовлечённость аудитории».
Chartbeat — это платная услуга.
Что дальше?
Хаддад и его команда выпустили материал в годовщину Арабской весны – череды народных восстаний на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая началась в декабре 2010 и прошла по всему региону. Они использовали Twitter, чтобы задокументировать развитие событий — подход, основанный на данных, а не на отдельных воспоминаниях.
«Наша задача как журналистов — информировать общество», — объяснял он. «Игнорируя целые разделы истории, мы оказали бы нашим читателям медвежью услугу».
Материалы по теме (на английском)
Мои любимые инструменты 2020: лучшие журналисты-расследователи рассказывают, чем пользуются
Аль Джазира проанализировала 6500 домашних страниц. Вот, что они выяснили
Подборка редактора: Лучшие расследовательские материалы 2020 года в арабском мире
Карим Чехайеб — журналист и исследователь, живущий в Бейруте, Ливан. Он пишет для независимой медиа-организации The Public Source, публиковался в The New York Times, Middle East Eye и Business Insider.