В октябре прошлого года адвокат, представляющий российского оппозиционера Алексея Навального, прогуливался по курортному городу Сочи с, как минимум, четырьмя мобильными телефонами в карманах.
Тем временем владельцы этих телефонов находились на борту надувных лодок в 250 километрах к северу вдоль побережья. Они готовились запустить дрон с камерой в сторону одного из самых секретных зданий России. Чтобы обмануть систему отслеживания мобильных телефонов и избежать постоянного наблюдения со стороны органов госбезопасности, сотрудникам Фонда борьбы с коррупцией (НКО ФБК) приходилось прибегать ко всевозможным уловкам и пересаживаться с поезда на поезд. Такие предосторожности были не лишними – ранее они уже подвергались нападениям, расследуя коррупцию в этом секретном районе. Этими закулисными подробностями своей работы поделилась в интервью GIJN руководительница отдела расследований ФБК Мария Певчих.
Член команды расследователей ФБК Георгий Албуров запустил беспилотник над поросшим лесом полуостровом около города Геленджик – местом, которое, как они выяснили, беспрецедентно защищено: бесполётной зоной, сотрудниками госбезопасности и загадочной двухкилометровой морской охранной зоной.
Благодаря съемкам с воздуха расследователям ФБК удалось разгадать тайну запретной территории и создать документальный фильм «Дворец для Путина», вышедший в январе 2021 года. Это расследование ФБК разоблачает коррупционные схемы, стоящие за огромным дворцовым комплексом стоимостью 1,35 миллиарда долларов, ошеломляющие злоупотребления государственными средствами и личный контроль президента России Владимира Путина над находящимся на полуострове объектом. Двухчасовой фильм пролил свет на то, что Маша Гессен в The New Yorker называет «гигантским LEGO-проектом сумасшедшего, одержимого разума».
За неделю фильм набрал более 108 миллионов просмотров. На той же неделе Навального, бывшего кандидата в президенты России, которого в августе отравили нервно-паралитическим агентом «Новичок», посадили на два года по обвинению, широко известному как политическое преследование со стороны Кремля. По словам Певчих, ещё пятеро сотрудников ФБК Навального также находятся в тюрьме, и Албурову тоже предъявлены обвинения.
Большинство сотрудников ФБК – юристы; у организации есть четкая политическая цель – остановить коррупцию в государстве и отстранить Путина от власти – то есть это не журналистская редакция. Расследования ФБК можно охарактеризовать как оппозиционные исследования, часто это вирусный видеоконтент, иногда с насмешливыми комментариями, которые не позволило бы себе ни одно традиционное медиа. На сайте организации ФБК перечислены доноры, которые, по словам группы, финансируют её откровенно политическую работу.
Внутри сообщества российских журналистов-расследователей мнения о ФБК расходятся. В прошлом году в интервью Organized Crime and Corruption Reporting Project Роман Анин, главный редактор издания «Важные истории», предупредил, что расследователи ФБК «не придерживаются журналистских стандартов и никогда не пытаются услышать другую сторону».
Но при этом Анин признал, что ФБК – «вероятно, самое эффективное расследовательское СМИ в стране», и что журналистам стоит осваивать их методику.
Творческий подход и смелые методы, использованные в десятках расследований ФБК за последнее десятилетие – действительно пример для журналистов в странах с авторитарной властью и ограничениями свободы слова и СМИ.
«Было бы глупо с моей стороны отрицать наш политический ракурс – мы используем журналистские расследования как инструмент для достижения наших политических целей», – говорит Мария Певчих.
17 января Навальный принял решение вернуться из Германии в Россию, где его тут же задержали по обвинению в нарушении правил условно-досрочного освобождения, а затем приговорили к двум годам лишения свободы. «Алексей показывает нам всем, каково это, на самом деле, представлять эту страну», – считает Певчих. «Конечно, он понимал, что в ту же секунду, как он вернется в Россию, его арестуют с вероятностью почти 100%. Мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы вытащить его».
Известный журналист-расследователь Роман Шлейнов, региональный редактор OCCRP, согласился с тем, что ФБК проводит расследования высокого качества, которые затем преподносятся, как политические послания.
Он считает «потрясающим» фильм «Дворец для Путина».
«ФБК и Алексей Навальный проделали отличную работу», – сказал Шлейнов. «Они получили новые документы о зданиях и строительстве, узнали подробности о денежных операциях друзей Путина, связанных с компаниями, поддерживающими дворец». Эти друзья заработали миллиарды, в основном, за счет контрактов с госкомпаниями. Видео наглядно объясняет, почему Владимиру Путину не приходится самому подписывать документы об огромных денежных переводах и экстраординарных активах».
В ФБК всего два штатных расследователя и два видеооператора – одного из которых тоже недавно задержали – а сам Навальный часто выступает и режиссером, и ведущим документальных фильмов.
Певчих – бывшая финансистка, изучавшая политологию, – говорит, что ни у кого в ее команде нет формального образования в области расследований. Расследователи ФБК определяют новые инструменты или навыки, необходимые для каждого проекта, и осваивают их «на лету» в процессе работы. Албуров, по ее словам, в свободное время занимался программированием и давал уроки по Python Навальному.
В прошлом году команда выпустила материал о романтических подарках стоимостью десятки миллионов долларов, сделанных председателем российского государственного банка. Расследователи ФБК использовали код Python для сопоставления данных из Instagram и инструментов MarineTraffic и FlightRadar. Они искали название и стоимость яхты, которую, по их предположениям, банкир купил для своей тайной любовницы на государственные средства. Певчих рассказала, что они использовали программирование для поиска яхт, отчаливавших из портов вскоре после приземления частного самолета – ещё одного подарка. С помощью программы удалось выяснить, что на момент прибытия самолета во всех четырёх портовых городах была только одна яхта – «супер-яхта» стоимостью 62 миллиона долларов, характеристики которой идеально соответствовали фотографиям из отпуска, опубликованным женщиной в Instagram.
В видео, которое набрало почти 12 миллионов просмотров, запечатлен незабываемый момент. Навальный, сидя на скамейке в Центральном парке Нью-Йорка, отодвигается в сторону, чтобы показать оплаченную щедрым пожертвованием медную табличку с нежной запиской тайных влюбленных и полным именем банкира: «Андрей Костин. Не забудь, что мы с тобой одной крови. Наиля».
«Вот это была забавная история!» – отмечает Певчих. «Честно говоря, расследование о дворце было скучным. Раньше мы проводили технически продвинутые расследования, но так получилось, что «Дворец Путина» – самая [с точки зрения технологии] старомодная история, которую мы делали – в основном, это бесконечные земельные кадастры и упорство. Но это сработало».
Подход ФБК основан, в первую очередь, на настойчивости и здравом смысле, а резонанс их расследований можно объяснить видеоформатом. «Расследовательская журналистика часто публикуется в текстовом формате – даже в таких продвинутых изданиях, как Bellingcat – говорит Певчих. «Но я призываю всех, кто читает это на GIJN, превращать ваши истории в видео».
«Мир изменился, люди потребляют информацию по-другому и, если вы хотите, чтобы вашу работу заметили и что-то предприняли, доставайте свой iPhone и снимайте фильмы», – добавила она. «Размещайте свои расследования на YouTube, и вы сможете получить в 20, 30, 100 раз больше просмотров, чем вы добились бы в печати. То же самое относится и к репортерам в Ботсване или Уганде – если вы можете написать историю, то вы также можете создать сценарий и видео».
Как они разоблачили коррупцию и расточительство во дворце
Изначально предназначенный для детского лагеря, дворцовый комплекс Путина сейчас включает в себя главное здание в стиле палаццо размером 17 700 квадратных метров, несколько роскошных прилегающих зданий, ледовый дворец, церковь, огромную оранжерею, чайный домик, тоннель с видом на море, и ряд сооружений на внутренней территории площадью 68 гектаров.
ФБК получил изображения и детальные планы этажей, продемонстрировал экстравагантность интерьера дворца: фрески на потолках; двухуровневый кинотеатр; казино; кальянный бар с шестом для танцев; комнату для игрушечной железной дороги с моделями поездов; зал для дегустации вин в скале; зал для танцевальной видеоигры; театр; и гигантское джакузи, окруженное мраморными колоннами.
В документальном фильме поясняют, что деньги на строительство и содержание дворца были перенаправлены из государственных фондов, официально предназначенных для обеспечения больниц и покупки медицинского оборудования.
Певчих говорит, что представленные доказательства «вне всякого сомнения» свидетельствуют о том, что все это имущество принадлежит лицу, указанному в документах, как «Михаил Иванович» – по ее словам, это кодовое имя Владимира Путина.
Какие методы использовались для расследования? Мария Певчих рассказала, что команда:
- Собрала и заархивировала документы из земельных реестров за последние десять лет, тщательно отмечая любые изменения; сделала десятки дополнительных запросов об изменениях в регистрационных записях об этом земельном участке. «Мы сравнили все данные и начали задавать вопросы: Изменилось ли описание дома? Площадь? Юристы? Компания, стоящая за поданной заявкой?»
- Наняла компанию, специализирующуюся на 3D-моделировании, чтобы создать виртуальный тур по дворцу и продемонстрировать планировку и масштабы экстравагантности – а также поднять моральный дух расследователей ФБК. Певчих отметила, что для команды это был первый случай интеграции данных в 3D-модель. Команда сознательно старается пробовать новые технологии в каждом расследовании, чтобы «было весело».
- Запустила дрон, предположив, основываясь на целом ряде мелких утечек 2020 года, что что-то происходит на территории дворца. Видео показало, что там идёт дорогостоящий ремонт. Это означало, что сотни рабочих видели экстравагантные интерьеры и ландшафты, а некоторые из них могли бы сотрудничать с ФБК в качестве источников. Аэрофотосъемка стала отличительной чертой расследований ФБК: съемки с воздуха дают дополнительную информацию и привлекают аудиторию. До появления беспилотных летательных аппаратов ФБК иногда нанимал летчика-парапланериста для съемки владений коррумпированных политиков.
- Использовала чат-ботов в Telegram. Несмотря на то, что расследование было в основном низкотехнологичным, команда иногда использовала ботов Telegram, например, getContact, для получения контактной информации об источниках и героях расследования из разрозненных данных, таких как номера автомобилей и штрафы за нарушение ПДД. «Существует ряд Телеграм-ботов, позволяющих найти информацию, которую не найдешь через Google», – сказала Певчих. «В России это очень актуально».
- Откалибровала спутниковый снимок вертолетной площадки для определения точного расстояния, чтобы понять, почему третью вертолетную площадку превратили в огромный курган с тремя подземными входами. Его площадь – 56 на 26 метров – показала, что под ним был построен полномасштабный хоккейный каток. Этот факт позже подтвердили подрядчики.
- Составила карту связей в социальных сетях. Команда сосредоточилась на каждом имени, указанном в документах, связанных с проектом, и исследовала профессиональное окружение и социальные сети каждого человека.
- Замели следы. Зная, что за их передвижениями постоянно следят, команда использовала базовые тактики контрнаблюдения, такие, как смену SIM-карт и одноразовые телефоны.
- Выходили в оффлайн для определения стоимости роскошной мебели, недоступной на массовом рынке. Чтобы получить бумажный каталог эксклюзивного итальянского дизайнера, которого они идентифицировали по логотипу на фото из интерьеров, пришлось притвориться потенциальным клиентом. Для оценки они сравнили мебель из каталога с фотографиями, которые рабочие выкладывали в социальных сетях. Так, например, они определили стоимость кожаного дивана (27 000 долларов) и столика для напитков (54 000 долларов).
На то, чтобы собрать все это, ушли месяцы. Всё видео, кроме 3D-моделирования, команда создает самостоятельно. Штатные специалисты редактируют видео и графику. Мария сама подбирает музыку.
В конце концов, главным для расследователей было доказать связь дворца с Путиным, представитель которого назвал фильм «качественной клюквой». Но с учетом того, что видео уже посмотрели 110 миллионов раз, Кремль, похоже, проигрывает в этом споре.
«У нас была доска и несколько листков бумаги, и за два месяца мы составили список из примерно 100 пунктов, доказывающих, что этот дворец принадлежит Путину», – пояснила Певчих. «Из этого списка мы выбрали 25 основных аргументов и связей, которые включили в фильм. Мы стремились доказать это так, чтобы у зрителей не осталось сомнений».
Другие публикации по теме
Любимые инструменты российского журналиста Романа Анина.
Ресурсы для поиска и использования спутниковых изображений.
Какие методы экспертизы применяют журналисты для разоблачения действий силовиков.
Как разработать и снять видеоисторию.
Присоединяйтесь к вебинару GIJN, посвященному расследованию отравления Алексея Навального, в четверг 25 марта в 15:00 (по Москве). Наши спикеры: Христо Грозев (Bellingcat) и Роман Доброхотов (Insider Russia). Следите за нашими соцсетями и сайтом – в ближайшее время мы опубликуем более подробную информацию.
Рован Филп (Rowan Philp) – лауреат многих журналистских наград, работавший более чем в двух десятках стран. В течение 15 лет Филп был главой лондонского бюро Sunday Times в Южной Африке. Сейчас он живет и работает в Бостоне.