В среду, 6 января, увидев по телевизору демонстрантов и сторонников Трампа, врывающихся в здание американского Капитолия, журналисты расследовательской организации Bellingcat начали публиковать на своем канале Slack срочные сообщения – например, «давайте начнем собирать видео прямо сейчас».
В своем доме в Торонто расследователь Джанкарло Фиорелла открыл на одном экране компьютера TweetDeck, где ввел ключевые слова и Twitter-списки протестных мероприятий, а два других экрана на своем столе выделил для просмотра телевизионных новостей и прямых трансляций в социальных сетях. Тем временем, полдюжины его коллег из других стран, среди которых Шарлотта Годар, Арик Толер и основатель Bellingcat Элиот Хиггинс, начали свой собственный поиск постов и видео с места событий в Facebook, Instagram и на других платформах.
Фиорелла говорит, что они также отслеживали онлайн-трансляции и сохраняли отрывки прямых эфиров из самого Капитолия, в том числе сделанные активистом-националистом, известным как «Запеченная Аляска» (Baked Alaska), который вел трансляцию в приложении Dlive.tv.
Им пришлось действовать быстро, поскольку они знали, что участники беспорядков, которые записывали и выкладывали снимки и видео, вскоре поймут, что они причастны к серьезным преступлениям, и начнут удалять эти ролики. Направленное президентом Дональдом Трампом в Капитолий насилие, которым сопровождался штурм здания, закончилось гибелью пяти человек и ранением десятков полицейских, а также разграблением Национального законодательного собрания Америки, утвердившего избрание Джозефа Байдена.
После штурма Капитолия, помимо Bellingcat, начала действовать целая армия онлайн-ищеек. Эксперты в расследованиях на основе открытых данных из лаборатории Citizen Lab в Торонто и из чешского архива данных Intelligence X также быстро архивировали материалы – некоторые, используя автоматизированные программы для скрейпинга в социальных сетях. Возможно, самая большая порция данных была загружена через платформу Reddit на новозеландский облачный сервис хранения данных MEGA.
Вместе расследователям удалось сохранить множество доказательств, которые помогли идентифицировать преступников и жертв, понять историческую трагедию, помочь правоохранительным органам и опровергнуть ложные версии развития событий – такие, как попытку правых СМИ преподнести событие как провокацию со стороны левых диверсантов.
Создавая свои архивы, эти общественные расследователи обратились к набору инструментов для идентификации бунтовщиков и изучения информации о них. В первых рядах протестов оказалась группа хулиганов, состоящая из ультраправых активистов, приверженцев превосходства белой расы и верных сторонников Трампа, многие из которых – бывшие военные или сотрудники правоохранительных органов. Чтобы выследить их, расследователи копались в социальных сетях, видеозаписях, новостных аккаунтах и базах данных с ультраправой символикой. Некоторые исследователи, наряду с ФБР, обратились к инструментам распознавания лиц.
Член GIJN Bellingcat оказался в выгодном положении. Помимо базовой организации в Нидерландах, у них работает целая глобальная сеть расследователей, получившая международное признание за расследование запутанных историй. Они раскрыли, что самолет малазийских авиалиний над восточной Украиной был сбит российской ракетой, писали об атаках с применением химического оружия на гражданское население Сирии, а также разоблачали отравителей российских оппозиционеров – в том числе недавнее покушение на Алексея Навального.
Вечером в день штурма в Вашингтоне Фиорелла из Bellingcat видел, как фото «парня с пластиковыми наручниками» – участника протеста, которого видели с белыми пластиковыми наручниками в Законодательной палате – исчезло вместе с внезапно удаленным профилем этого человека на Facebook. Но расследователь уже успел сохранить его и собрать много других данных с его страницы. Затем команда Bellingcat создала электронную таблицу в формате Excel, где в итоге разместили ссылки на 260 замеченных на месте событий «объектов», некоторые из которых содержали десятки изображений.
Это всего лишь 18 из сотен видеороликов с Капитолия в социальных сетях, которые команда Bellingcat смогла обработать и заархивировать в своей электронной таблице. Команда призвала пользователей загружать фото и видео штурма в специальную папку с материалами, а также создала онлайн-форму для верификации. Для архивирования видеозаписей группа использовала инструменты OSINT, например, Twitter Video Downloader. Осталось еще 250 файлов, которые предстоит проверить. Ключевое слово «Capitol» так часто встречалось в постах, говорит Фиорелла, что он даже не стал искать по геолокации в TweetDeck, хотя он говорит, что другие расследователи, скорее всего, использовали этот параметр, чтобы сузить поиск до определенного района.
«Я работаю в Bellingcat уже два года, и впервые за это время вижу настолько сильную вовлеченность простых людей, присылающих материалы с вопросом: «Чем я могу помочь?» – говорит Фиорелла. «Да, есть код Python и продвинутые инструменты распознавания лиц, но если вы просто знаете, как скопировать ссылки – используя Control-C и Control-V – и творчески подходите к подбору ключевых слов, которые люди, скорее всего, будут использовать, когда вокруг них происходят исторические события, то вы можете выполнять подобную работу или помогать другим».
Всего через несколько дней команда Bellingcat опубликовала историю о том, как ветеран военно-воздушных сил Эшли Бэббитт каким-то образом перешла от поддержки бывшего президента-демократа Барака Обамы к Дональду Трампу, а потом и к участию в жестоком восстании в Капитолии, где её застрелили.
Бертрам Хилл, расследователь из BBC Africa Eye, говорит, что модель быстрого скрейпинга и архивирования, использованная Bellingcat во время протеста – в ходе которой каждый член команды занимался определенной платформой – уже доказала свою эффективность в расследовании случаев публичного насилия в Африке. Хилл разработал подборку из 200 инструментов для расследований и экспертизы на основе открытых источников специально для африканских журналистов-расследователей.
Но Хилл говорит, что планирование – там, где это возможно – по-прежнему имеет решающее значение.
«В идеале, вам нужен эффективный план мониторинга – заранее знать, какие аккаунты окажутся важны, когда произойдет какое-либо событие, и какие пользователи будут на мероприятии, даже если это плохие персонажи», – объясняет он. «Мне нравится чистить панель на TweetDeck и вводить новые колонки, основанные исключительно на этом событии, с ключевыми фразами, вероятными пользователями и соответствующими списками в Twitter, чтобы ничего не пропустить».
В интервью GIJN Фиорелла и Хилл дали десять советов и приёмов, которые они используют для документирования сопровождающихся насилием массовых событий, таких как протест в Капитолии:
- Расставьте приоритеты для скачивания файлов. Так как участники беспорядков, скорее всего, будут первыми, кто удалит свои собственные сообщения в социальных сетях, как можно скорее скачайте и заархивируйте их видео и фото. Из них, по словам Фиореллы, в первую очередь, нужно сохранить сообщения тех, кто непосредственно участвует в совершении преступлений. После этого в списке приоритетов следуют материалы невинных прохожих, а затем видеоматериалы, размещенные на основных платформах, которые могут удалить за пропаганду ненависти и насилия. Сообщения от журналистов вы сможете скачать позже.
- Распределите обязанности по мониторингу платформ. Фиорелла сосредоточился на сообщениях в Twitter, используя TweetDeck, пока его коллеги прочёсывали Facebook и другие платформы, по мере того, как разворачивались события. Среди полезных инструментов – Who Posted What?, который поможет найти в Facebook посты, используя определенные параметры. Бертрам Хилл говорит, что его команда часто распределяет задачи по мониторингу Twitter, Facebook, Telegram и WhatsApp между всеми членами команды.
- Учитывайте бесплатные сторонние сайты для архивирования видео, но создавайте программы для скрейпинга сами, если можете. Научитесь пользоваться сайтами для скачивания с разных платформ – например, Twittervideodownloader.com для Twitter, FBdown.net для Facebook-видео и y2mate.com для YouTube – а затем сохраняйте заархивированные файлы на вашем жестком диске. Хилл предупреждает, что загрузка на сторонние сайты может противоречить политике платформы относительно прав на контент, и что использование базовых навыков программирования для программ с «командной строкой» (где вы набираете команды для создания запроса) – более безопасный вариант. Хилл предлагает использовать youtube-dl для скачивания видео с YouTube; он подчеркивает, что изучить программирование относительно легко с помощью онлайн-уроков.
- Ищите оригиналы фото и видеодоказательств с помощью комментариев и ретвитов. «Люди, комментирующие видео, могут привести вас к доказательствам», – объясняет Фиорелла. «Может быть, человек, который загрузил клип, не добавил к нему описания, но, кто-то, кто смотрит клип, скажет: «Боже мой, кажется, я слышу выстрелы! На этом видео стреляют». Поскольку ругательства и проклятия часто ассоциируются с моментами насилия, их тоже можно вбивать в поиск.
- Найдите стратегию архивирования прямых трансляций, которая подойдет вашей команде. Фиорелла говорит, что во время захвата Капитолия архивирование трансляций оказалось сложнее, чем сохранение другой информации. Один из членов команды экспериментировал с новым инструментом – продвинутым расширением, в то время как Фиорелла ждал до конца трансляции, чтобы скачать видео через URL. Хилл говорит, что стандартные функции записи экрана «традиционно сложны», но иногда их может быть достаточно для записи видео в реальном времени. Также можно найти в интернете более эффективные платные сервисы. Хилл также дает важный совет: «Самое замечательное в прямых трансляциях – то, что в них есть метаданные, которые могут быть действительно полезны».
- Используйте Hunch.ly для архивирования результатов своего поиска. Поскольку некоторые из десятков страниц, которые вы посещаете во время быстрого скрейпинга, могут быть удалены позже – или пригодиться позже – используйте плагин Hunch.ly для автоматической записи ваших цифровых шагов.
- Сохраняйте текстовые сообщения из социальных сетей в надежных приложениях. Фиорелла архивировал текстовые посты из Капитолия с помощью Wayback Machine и
- Ищите объяснение символов в надежных базах данных. Фиорелла говорит, что надежные ресурсы по теме – среди которых база данных символов ненависти Антидиффамационной лиги – могут быть полезны для выявления ультраправых групп (Anti-Defamation League’s Hate Symbols Database, сокращенно ADL). «Когда мы идентифицируем татуировки, например, ADL действительно полезен. А на днях я проверял базу данных символов ненависти ADL, чтобы идентифицировать флаг», – говорит Фиорелла. Даже шрифт слоганов на флагах и рубашках можно проверить с помощью инструмента WhatTheFont. Например, недавние исследования показывают, что шрифт «Cloister Black Light» наиболее тесно связан с группировками боевиков.
- Попробуйте мощное приложение для распознавания лиц, если больше ничего не помогает. В дополнение к традиционным инструментам обратного поиска по изображениям, таким как Яндекс и Google, Фиорелла говорит, что приложение распознавания лиц PimEyes оказалось полезным для расследователей при выявлении отдельных участников беспорядков. «У сайта есть ряд проблем, и огромные вопросы к конфиденциальности, но технология действительно невероятная», – говорит он. «Вы просто загружаете скриншот чьего-то лица, и PimEyes будет искать в интернете другие фотографии этого человека. Чем четче исходное изображение, тем лучше».
- Следите за параллельными новостями и расследованиями в открытых источниках. По словам Фиореллы, очень важно опираться в работе на находки СМИ и других расследователей. «Я узнал имя парня с пластиковыми наручниками благодаря расследовательнице Регине Моралес, которая опубликовала в Twitter его имя со словами «думаю, я его нашла». Но кто-то должен снять фильм о попытке идентифицировать этого парня. Джон Скотт-Рейлтон (старший научный сотрудник в Citizen Lab), можно сказать, координировал охоту, и он заявил, что этот парень из Теннесси, из-за символа, который он увидел на нем».
Фиорелла говорит, что их группа проводила визуальную экспертизу эпизода с нападением на двух полицейских у западного входа в Капитолий, но забросила этот проект после того, как увидела «действительно прекрасную работу» по этому же событию, проведенную отделом визуальных расследований New York Times.
Помимо восстановления хронологии событий с помощью выстраивания на временной шкале видеозаписей, снятых с разных ракурсов, группа Bellingcat занимается разработкой планов реагирования и краудсорсингом ресурсов для освещения возможного повторного нападения со стороны ультраправых групп во время инаугурации избранного президента Джо Байдена 20 января.
ФБР предупредило о новых протестах вооруженных групп во всех 50 столицах штатов США. Фиорелла подтвердил, что у экспертов Bellingcat аналогичные прогнозы: «Сейчас идет открытая дискуссия по поводу 20 января. Что-то вроде «На этот раз мы победим».
Полезные материалы по теме (на русском)
Какие методы экспертизы применяют журналисты для разоблачения действий силовиков.
Как использовать TweetDeck для расследований на основе открытых источников.
Секреты поиска видеоматериалов в Интернете.
Сборник материалов GIJN по онлайн-поиску
Рован Филп (Rowan Philp) – лауреат многих журналистских наград, работавший более чем в двух десятках стран. В течение 15 лет Филп был главным репортером и главой лондонского бюро Sunday Times в Южной Африке. Сейчас он живет и работает в Бостоне.