Когда репортеры освещают эпидемии, катастрофы, кризисы, трагедии, и работают с пострадавшими, перед ними стоит сложная задача: не нанести дополнительной травмы жертвам, у которых они берут интервью, и, в то же время, позаботиться о собственном психическом здоровье.
Какие психологические проблемы могут возникнуть у журналистов; а главное – как избежать стресса? Мы поговорили об этом с двумя психологами из организации Dart Center, являющейся одним из ведущих мировых авторитетов в области журналистики и психотравмы. Директор Dart Center Asia Pacific доктор Кейт МакМахон и исполнительный директор Dart Center Брюс Шапиро рассказали, как применять тактику, которую они рекомендовали во время семинара на 11-й Глобальной конференции журналистов-расследователей в Гамбурге.
Кейт МакМахон пояснила, что, общаясь с пострадавшими от природных катаклизмов или актов насилия, журналист, как и психотерапевт, часто оказывается в роли свидетеля, а, порой, испытывает почти тот же ужас, ярость и отчаяние, что и жертва. Более того, с психологической точки зрения журналист рискует получить травму трижды: во-первых, как свидетель или даже участник трагического события, во-вторых, в ходе общения с пострадавшими, сопереживая им, а, в-третьих, пропуская через себя их истории, чтобы рассказать их своей аудитории.
С теми же рисками сталкивались журналисты во время пандемии COVID, но она всё же отличается от цунами или взрыва бомбы: «Это постоянно расползающаяся невидимая угроза, которую чувствуют все во всем мире … мы все в одной лодке, при лучшем или худшем исходе», – поясняет МакМахон.
«Это существенно отличается от работы над историей, произошедшей с кем-то другим, которая может случиться, а может и не случиться с вами никогда», – добавила она. – «У всех нас в данный момент есть свой собственный опыт, и мы все являемся частью этой истории, хотя и в разной степени. Значит, журналисты должны максимально четко разделять, что волнует их самих, а что тревожит людей, у которых они берут интервью».
МакМахон и Шапиро советуют журналистам придерживаться следующей стратегии сохранения психического здоровья до, во время и после работы над травмирующими историями, включая освещение вспышки COVID-19 или военных событий.
Что нужно сделать ДО возможных эмоциональных нагрузок
Пока вы не погрузились в работу, не измучены эмоциональными переживаниями и усталостью, составьте план действий, которому вы сможете следовать потом, когда, возможно, будете психологически дезориентированы.
План для расследовательского марафона
- Планируйте свое время. Назначайте самую сложную работу на утро, когда у вас больше энергии.
- Делайте перерывы.
- Распишите, когда вы будете выполнять работу, требующую глубокого погружения в ситуацию или брать интервью.
- Если это возможно, выполняйте работу, требующую эмоционального напряжения пораньше, когда вы меньше устали.
- Не беритесь за травмирующий контент перед сном.
- Организуйте себе регулярный отдых и сон.
- Планируйте, что будете делать во время отдыха. Например, йога, бег, физические упражнения, медитация, (онлайн) общение с друзьями.
- Знайте свои пределы, триггеры и слабые места.
- Возьмите за правило перед началом эмоционально тяжелой работы оценивать риски – не только физические, но и психологические.
- Важно! Меняйте план в зависимости от обстоятельств, чтобы срыв дедлайнов не стал причиной дополнительного стресса.
Учтите: если вы недавно пережили стресс, вы более уязвимы!
«Мозгу нужно время на восстановление после стресса, чтобы не было перегрузок, – отмечает Брюс Шапиро. – «Заранее планируя свой день, важно предусмотреть занятия, которые принесут положительные эмоции».
Периодически проводите самоанализ. Следует принимать во внимание не только ситуации, произошедшие в недавнем прошлом, но и давний опыт.
Критические или драматические события, конфликты поколений, персональные драмы, произошедшие с вами или с другими людьми, которые вам небезразличны – эти минувшие события влияют на ваше настоящее. Травматический опыт в прошлом может быть триггером (спусковым крючком), и заставить вас острее переживать драму вашего героя или реагировать на аналогичную ситуацию.
Триггер относится к опыту, который повторно запускает травму в форме флешбеков или интенсивных чувств печали, тревоги или паники.
В будущем травмирующие события могут влиять на вашу журналистскую деятельность, на точку зрения, с которой вы будете освещать те или иные истории.
Осознайте свои триггеры: вы должны знать темы, которые могут вызывать сильные негативные реакции и воспоминания.
Перед тем, как планировать важное интервью, оцените свое состояние.
Кейт предлагает приблизительный список вопросов, который себе следует задать.
Чеклист для оценки психологического риска
Готов ли я сейчас пережить страдания других людей? | Да | Нет |
Переживал ли я недавно эмоциональные/психологические проблемы? | ||
Недавние личные утраты? | ||
Здоровы ли мои родственники? | ||
Меня недавно вынуждали изменить планы семейные неурядицы, ссоры, проблемы, болезни? | ||
Чувствую ли я себя более уязвимым, чем обычно? | ||
Хорошо ли я себя чувствую физически в данный момент? |
Журналисты, которые во время вспышки коронавируса чувствуют себя уязвимыми и испытывают тревогу из-за социального дистанцирования или по другим личным причинам, должны помнить о своих триггерах и искать социальные связи и поддержку.
Жизнестойкость журналистов в условиях социального дистанцирования
- Обратите особое внимание на расписание, наполнение и границы вашего рабочего дня. Не переутомляйтесь!
- Преодолевайте трудности «на позитиве», например, с помощью юмора или социальной солидарности.
- Изучите свою миссию: четкое понимание цели и этики помогает делать осознанный выбор и чувствовать себя хорошо, даже решая рутинные задачи.
- Отмечайте даже небольшие победы – как личные, так и профессиональные.
Физическая подготовка также имеет решающее значение для освещения вспышки COVID-19. Позаботьтесь о наличии масок, перчаток и дезинфицирующего средства для обработки рук, оборудования и поверхностей. МакМахон отметила, что некоторые журналисты из-за перенесенных травм могут чувствовать себя некомфортно или даже страдать клаустрофобией, применяя защитные средства. В этом случае они должны поговорить со своими редакторами или менеджерами.
ВО ВРЕМЯ интервью или работы с травмирующим контентом
В связи с мерами профилактики COVID-19 вам, возможно, придется отказаться от личных встреч для записи интервью – ради вашей безопасности и безопасности ваших собеседников. По словам МакМахон, зрительный контакт во время записи интервью может компенсировать физическую дистанцию. Важно помнить, что даже виртуальный диалог часто оказывается травмирующим опытом.
Всегда помните о том, что психологическая травма – это в первую очередь состояние тела. Научитесь считывать свои физические реакции.
Каков ответ организма на травму?
- Тело приходит в состояние «боевой готовности», как в момент опасности:
- включаются защитные механизмы;
- задействуются химические процессы и структуры мозга.
- Вы испытываете страдание, горе – и это НОРМАЛЬНО!
- Вы ощущаете физиологическую и психологическую реакцию.
- И журналисты не исключение!
Постарайтесь изучить себя, предсказать свои реакции и подготовиться заранее.
Если вы почувствовали дискомфорт: учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, дрожь, слезы на глазах или даже боль – психологи советуют принять экстренные меры.
Меры психологической самозащиты:
-
Сделайте паузу и подышите.
- Отступите на шаг. Если это возможно, уйдите из комнаты, где проводили интервью, хотя бы ненадолго. Сделайте несколько энергичных физических упражнений. Попрыгайте, побегайте. Движение и перемена мест поможет нормализовать состояние.
- Если уйти нельзя, поменяйте позу, сядьте максимально комфортно, распрямите позвоночник, почувствуйте свое тело. Часто в момент психологического дискомфорта мы, сами того не замечая, переплетаем ноги или «заламываем» руки. Выровняйте их и расслабьте мышцы.
- Заземлитесь. Не закидывайте ногу на ногу. Поставьте обе ступни ровно на землю, почувствуйте контакт с поверхностью пола или грунта, это придаст вам уверенность.
- Сделайте дыхательное упражнение. Вдохните на счет три, задержите дыхание на счет 5 и выдохните на счет 8.
Журналисты также должны быть готовы к непредсказуемому поведению в эти беспрецедентные времена. «Тревоги людей проявляются всевозможными способами», – сказала МакМахон. «Вы не можете знать наперед, какие у людей триггеры. Когда вы интервьюируете скорбящую мать, вам, возможно, легче предусмотреть ее триггеры, поскольку их подразумевает сама ситуация. Но сейчас это совершенно необычные обстоятельства».
После психологически тяжелой работы
Спросите себя, есть ли у вас какой-то из признаков морального страдания и психической травмы:
- тревожность;
- растерянность;
- чувство одиночества;
- стыд;
- чувство вины;
- бессилие;
- отчаяние;
- самоосуждение;
- деморализация;
- чувство предательства.
Помните, что подробные глубокие истории – это марафон, а не спринт. Журналисты должны сами чувствовать темп, менять график и наполнение своего рабочего дня, находить время для радости и смеха. После работы над травмирующей историей, следует заняться медитацией, йогой, другими физическими упражнениями или провести сеанс со своим психотерапевтом – советуют психологи Dart Center.
Что делать, если вы переживаете психическую травму
- Не бросайтесь сразу расшифровывать интервью, отложите травмирующий материал.
- Вернитесь к своему плану проведения досуга и займитесь тем, что доставит вам радость и поможет переключиться: например, йога, прогулка с собакой, спортивные упражнения, шоколад, медитация, общение (видеочат) с друзьями и коллегами.
- Проведите мозговой штурм и анализ проблемы с коллегами. Социальная поддержка важна. Помогайте друг другу – найдите в ньюзруме человека, с которым вы можете разделить и обсудить свои переживания и поискать решения.
- Поддержите коллег, если вы знаете, что у них тоже трудный репортаж.
- Найдите время для рефлексии: почему это меня так задевает, что я должен сделать, чтобы с этим справиться и сохранить устойчивость.
«Очень важно понять природу длительного стресса», – сказал Шапиро. – «Если стресс затянулся и не ослабевает, то, в конце концов, производительность вашей работы падает, и происходит эмоциональное выгорание. Важно предпринять активные шаги, чтобы избавить наши тела и умы от стресса».
«Журналисты – выносливые и жизнерадостные люди, но мы всего лишь люди, – добавил Шапиро. Не торопитесь, дайте вашему мозгу возможность восстановиться».
Нужна помощь или совет в ваших журналистских расследованиях? Заходите на страничку GIJN на русском и пишите нам.
Ольга Симанович – региональный редактор GIJN, работала тележурналистом, сценаристом, медиа-тренером и редактором в Украине. Ольга была репортером телевизионных новостей “Вікна-Новини” на канале СТБ и участвовала в международных расследованиях SCOOP.