При сборе информации из открытых источников журналистам приходится работать с неотредактированными визуальными материалами с мест событий, включая съемку последствий химических атак или взрывов. На этом строятся все онлайн-расследования на основе открытых источников. Сейчас любой человек с камерой может заснять происшествие, и как следствие, на журналиста сваливается огромное количество шокирующей информации.
Такое разнообразие источников крайне ценно для расследования и установления причинно-следственных связей, однако не стоит забывать, что постоянное взаимодействие с подобного рода материалами неминуемо отражается на психике. Данное явление получило название вторичной, или «викарной», травматизации. Это психоэмоциональное состояние, возникающее в результате интенсивного контакта с визуальным контентом травмирующего характера.
В этой статье мы подготовили рекомендации для тех, кто работает с открытой информацией. Мы опирались на исследование Сэма Дабберли, руководителя Корпуса проверки цифровых источников Amnesty International и активного участника портала EyeWitness Media Hub, а также на опыт, который автор этой статьи получила в Лаборатории по расследованию открытых источников Центра по правам человека при юридическом факультете Калифорнийского университета в Беркли. Рекомендации ориентированы на тех, кто работает с Ближним Востоком, но их можно адаптировать и под другие географические регионы.
Профилактика вторичной травматизации
Материалы из открытых источников по теме Ближнего Востока, как правило, насыщены малоприятными подробностями. Людям, работающим в сфере защиты прав человека, знание методов профилактики вторичной травматизации помогает замедлить наступление выгорания, сопровождающего викарную травму.
Для этого в первую очередь важно проанализировать свой тип личности и понять, какие триггеры способны расшатать вашу психику. Одним сложнее всего воспринимать плач детей, другим — раны и увечья. Чтобы не допустить развития этого синдрома, важно заранее знать свои слабые места, так как это дает возможность морально подготовиться. Чаще всего вторичная травма развивается у неподготовленной аудитории, то есть у людей, которых увиденное застало врасплох. Поэтому так важно мысленно настроиться на то, что вас ожидает, и предупредить коллег, что вы собираетесь показать им материалы травматизирующего содержания.
Еще один важный фактор защиты от вторичной травматизации — проанализировать свое прошлое и создать подходящие условия работы. Если расследуемая тема каким-то образом касается вас лично, травматический эффект может усилиться. При работе с открытыми источниками с Ближнего Востока ценятся личные связи в регионе или знание арабского языка, однако это же может усугубить влияние визуальных материалов на журналиста. Минимизировать вторичную травматизацию можно, правильно организовав работу. Старайтесь не выносить расследование за пределы офиса. Если вы работаете из дома, у вас обязательно должно быть безопасное место, не связанное с травматическими впечатлениями, поэтому работать в спальне категорически не рекомендуется. Не менее важно придерживаться режима. Четко определите время для работы и старайтесь не нарушать график. Избегайте работы по ночам.
Как защитить себя, работая с социальными сетями
Снизить риск вторичной травматизации при работе с такими платформами, как Twitter, YouTube и Facebook, помогут специальные инструменты.
- Например, перед просмотром видео на YouTube нужно выключить звук. Исследования показали, что звуковое сопровождение часто сильнее влияет на психику, чем само изображение.
- Поставив видео на паузу, наведите курсор на полосу загрузки и посмотрите миниатюру кадра (работает только в YouTube и Facebook, но не в Twitter), чтобы понять, что вас ждет дальше, и морально подготовиться к наиболее травматическим моментам. Если на видео присутствуют особенно неприятные для вас кадры или вам приходится смотреть его несколько раз, используйте стикеры или прикройте эту часть экрана рукой.
- Отключите автовоспроизведение, чтобы начавшееся новое видео не застало вас врасплох. В Facebook и Twitter это делается вручную в настройках.
- И наконец, если вы не знаете арабского языка, переводите название и описание к видео, которые собираетесь посмотреть. Скоро вы будете узнавать слова-маркеры, свидетельствующие о травматическом содержании ролика (см. примеры ниже).
ребенок | طفل/طفلة |
химическая атака | الهجوم الكيميائي |
мученик | شهيد |
бомба | قنبلة |
пытки | تعذيب |
семья | أسرة/عائلة |
больница | مستشفى |
травма / рана | الإصابة |
Выявление вторичной травмы
Даже если вы предприняли все меры предосторожности, со временем постоянное взаимодействие с материалами травмирующего содержания может вывести из равновесия даже самых хладнокровных. Если вы столкнулись со следующими признаками, возможно, у вас развилась викарная травма.
Стоит насторожиться, если вы заметили изменения в привычном режиме сна, еды или отношениях с окружающими:
- Вы спите больше, чем обычно? Испытываете трудности со сном или видите кошмары?
- Вы стали есть больше фастфуда? Снизился аппетит?
- Вы стали больше времени проводить в одиночестве? Стремитесь меньше быть с близкими?
- Вы стали чаще употреблять алкоголь/наркотики?
Резкое изменение привычек может свидетельствовать о том, что работа с открытыми источниками влияет на вас негативно. Если вы замечаете за собой перечисленные выше признаки, настало время сделать перерыв и оценить свое психоэмоциональное состояние.
Как справиться с вторичной травмой
Если вы замечаете, что начинаете испытывать симптомы вторичной травматизации, сделайте перерыв в работе и проанализируйте, как это отражается на вас. Проанализируйте ситуацию в целом. Часто те, кто имеет дело с открытыми источниками, пытаются пересилить или проигнорировать возникшие эмоции и продолжить работу. Когда мы не продвигаемся в расследовании, мы чувствуем себя беспомощными. Но если вы хотите продолжать работать с Ближним Востоком и быть продуктивными в своем деле, нужно разобраться с травматическим опытом, который вы переживаете.
Обратитесь за поддержкой к семье и друзьям. Проводите больше времени с теми, кто никак не связан с расследованием, это даст вам необходимую передышку. В таких случаях полезно и даже необходимо поделиться переживаниями с коллегами. Они прекрасно понимают, через что вы проходите и с чем сталкиваетесь каждый день. Поговорив о своем опыте, поддержав друг друга, вы легче сможете справиться с травмой и пережить этот трудный период.
Кроме того, важно найти что-то, что поможет сбросить напряжение. Доказано, что спорт и медитация облегчают симптомы викарной травмы. Занятия спортом снижают уровень тревожности и проявления депрессии и дают вам ощущение контроля над своей жизнью. Медитация помогает расслабиться и отпустить ситуацию. Существует много приложений для самостоятельной медитации, например The Mindfulness App, Insight Timer и Headspace. Переключиться также помогает просмотр развлекательных телепередач или видео.
Найдите то, что подойдет именно вам. Если состояние не улучшается, обратитесь за помощью к специалисту.
Выводы
Ближний Восток — невероятный регион с богатым культурным наследием. Но нам, журналистам, часто приходится видеть только самые его чудовищные стороны. В Центре по правам человека мы часто слушаем восточную музыку, знакомимся с искусством и поэзией, чтобы время от времени напоминать себе о том, что в этом регионе есть прекрасное и человечное. Нам это помогает избавиться от стереотипного мышления и справиться с унынием, которое неминуемо временами накатывает от всего происходящего.
Будьте внимательны к себе, работая с открытыми источниками по Ближнему Востоку и Северной Африке. Устраивайте перерывы, используйте ресурсы с умом и не забывайте о друзьях. Не стоит стыдиться того, что вы испытываете. Это нужно признать и с этим важно работать.
Хотите найти больше советов и инструментов для журналистских расследований? Заходите на страничку GIJN на русском.
Эта статья была опубликована на сайте Bellingcat и перепечатывается здесь с разрешения.
Ханна Эллис научный сотрудник в Центре интернета и общества Беркмана Кляйна при Гарвардском университете. Ранее она была руководителем группы по расследованиям в Сирии в Лаборатории по исследованию открытых источников (Open Source Investigations Lab, Центра по правам человека в юридической школе Беркли при Калифорнийском университете.