Почти всё, что мы используем, было перевезено из пункта А в пункт Б — и это хорошая новость для журналистов-расследователей. Потому что означает, что почти всё можно проследить до его источника.
«Международная торговля работает, потому что существует международный язык, используемый во всем мире», – сказала журналистам на конференции Uncovering Asia 2018, которая прошла с 5 по 7 октября в Сеуле, Корея, Джаннина Сенини из Колумбийской Школы Журналистики. Понимание этого языка может быть мощным инструментом.
Сенини поддержали еще двое журналистов-расследователей: двухкратная лауреатка Пулитцеровской премии Марта Мендоза из Associated Press и Брайан Кристи, бывший глава отдела спецрасследований в журнале National Geographic. Эксперты предложили свои советы о том, как найти истории в данных о морских перевозках, а также поделились ресурсами для отслеживания судов, контрабандистов и цепочек поставок.
-
Получение торговых данных и исследование аномалий
Поиск торговых баз данных с использованием Синхронизированной Системы Описания и Кодирования Товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System) или кода HS, глобального стандарта, относящегося к товарам, даст вам соответствующие данные об импорте и экспорте. Проанализируйте данные, чтобы найти аномалии. В качестве отправной точки Сенини предложила три базы данных: Базу Данных Коммерческой Торговли ООН, Азиатско-тихоокеанский энергетический портал и Корейский таможенный портал.
Но не все товары имеют номер, который можно отследить. Сенини использовала пример торговли с Колумбией, страной-производителем кокаина в Южной Америке. «Вы не найдете код для кокаина, – сказала она, – но оказалось, что для производства кокаина производителям необходим перманганат калия. Поэтому используйте базу данных Комторговли ООН, чтобы увидеть весь объем импорта перманганата калия, о котором Колумбия сообщила в ООН».
«Помните, что импорт для одной страны – это экспорт из другой», – отметила Сенини. Неплохой ход — сравнить то, что остальная часть мира сообщила об объемах своего экспорта перманганата калия в Колумбию, с собственной отчетностью страны об объемах импорта. В этом случае данные не совпадали. «Почему Колумбия не сообщает обо всем перманганате калия, который поступает в их страну? Эта аномалия и есть началом истории о наркоторговле».
Сенини также посоветовала искать всплески импорта или экспорта, особенно для сельскохозяйственной продукции, которая имеет прогнозируемый цикл производства. «Иногда перевозчики наркотиков приобретают сельскохозяйственные компании как прикрытие для своей деятельности. Поэтому, если вы знаете, что производится, – например, картофель, – и каков нормальный объем производства в исследуемое время года, когда вы видите неожиданные “всплески” данных, вы можете сузить круг поиска и сосредоточиться на исследовании этой аномалии».
-
Поиск коносамента
Для перевозки грузовых грузов требуется коносамент (накладная) или манифест (декларация). Эти документы содержат подробную информацию о грузоотправителе, грузополучателе, портах погрузки, портах разгрузки, описание груза и многое другое. Мендоза и Сенини предлагают “тралить” Importgenius, Panjiva и Enigma.io в поисках этих богатых информацией документов.
Некоторые из этих платформ требуют платной подписки, но есть уловки, которые позволяют ее обойти. Попробуйте, например, погуглить «site: importgenius.com busan coal». Это не даст вам таких исчерпывающих результатов, как платная подписка, но поможет получить полезные базовые детали.
-
Отслеживание контейнеров и судов по кодам
Каждый контейнер имеет международный идентификационный код — код BIC. Если вы знаете код BIC для контейнера, который отслеживаете, то можете выявить владельца через регистр кодов BIC. Знание кода и владельца может помочь вам на следующем этапе поиска маршрута контейнера через службы отслеживания судоходных компаний.
Каждое судно также имеет уникальный номер IMO – Международной морской организации (International Maritime Organization). Проследите за прохождением судов с использованием номера ІМО через Equasis, Глобальную интегрированную систему судоходства, MarineTraffic, Vessel Tracker или Ship Tracking. Особенно полезным сайтом для Азии является Tokyo MOU, поскольку он содержит данные об инспекциях и задержаниях судов, а также о малоиспользуемых кораблях — не только из-за технических недостатков, но и из-за нарушений условий труда.
-
Работа в социальных сетях
У моряков есть свои собственные сетевые платформы, похожие на Facebook, под названием Crewtoo и MyShip, которые являются хорошими местами для поиска источников.
-
Не забывайте о конечном пункте цепи поставок
Мендоза сказала, что AP неоднократно сообщала об опасной деятельности и использовании детского труда на кожевенном производстве в Бангладеш, но это не имело каких-либо последствий. Ситуация изменилось, когда они смогли отследить товары токсичных кожевенных заводов, используя номера ІМО, и связать их с такими известными западными брендами, как Michael Kors, Kate Spade и Coach. Такие материалы ближе потребителям и имеют бОльшее влияние.
«Вам нужно как можно больше думать о конечном потребителе, – посоветовала Мендоза. – Найдите кого-нибудь, кто будет сотрудничать с вами в стране-конечном пункте цепочки поставок, и ваш материал получит бОльший резонанс».
-
Определите, где контрабанда легализируется
Большинство журналистов сосредотачиваются на незаконных поставках диких животных в стране их обитания, но Кристи сосредотачивается на странах, где на них существует спрос. Его стратегия заключается в обратном поиске контрабандных каналов. Он общается с людьми, которые «легально» торгуют контрабандой в конце цепочки. «Моя цель при расследовании контрабанды — заставить контрабандистов сказать мне, что они делают», – сказал он.
Он привел пример своего расследования использования слоновой кости для производства религиозных объектов на Филиппинах. Среди определенных групп на Филиппинах существует обычай собирать статуэтки Санто Ниньо де Себу (Святой Ребенок Себу), чьи головы и руки сделаны из слоновой кости.
«Это точка, где незаконная контрабандная слоновая кость вынуждена легализироваться. Поэтому я стал экспертом по Санто Ниньо и использовал это знание для встречи со священниками, которые были известны тем, что собирали такие фигурки», – сказал Кристи, добавив, что именно его глубокое знание предмета убедило священника дать ему контакты резчиков по слоновой кости и советы по тому, как провезти контрабандных Санто Ниньо из слоновой кости.
-
Подходите к вопросу творчески
«Мы спросили себя: если бы это был кокаин, как бы мы его отслеживали?» Так у Кристи родилась идея использовать искусственные слоновьи бивни со встроенными GPS-трекерами в цепочке контрабандных поставок.
Хотя затея в конечном счете потерпела неудачу, когда сигнал исчез через 53 дня и 953 км, история из обычного криминального материла переросла в более творческий. «То, что вы делаете, чтобы отслеживать контрабандистов, может стать самой историей. Используйте свое воображение».
-
Обращайтесь к платформам отслеживания и базам данных
Участники дискуссии признали, что некоторые из лучших платформ для слежения за судами и грузами обычно являются платными, а у многих редакций не хватает ресурсов на подписку. Тем не менее, они посоветовали журналистам обращаться к этим платформам и просить о помощи или скидках.
«Некоторые из этих платформ симпатизируют журналистам, – сказала Мендоза. – Я обнаружила, что они очень заинтересованы. Они гордятся тем, что «вау, это новое применение для наших инструментов», и хотят поучаствовать».
«Существует множество открытых данных, которые журналисты-расследователи могут творчески использовать для раскрытия темы», – сказала Сенини. Но она напомнила журналистам: «Не забывайте проверять данные, они могут быть не на 100% точными».
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с ресурсами GIJN по расследованию цепочек поставок и отслеживанию кораблей в море, а также табличкой подсказок Джаннины Сенини.
Юнис Оу является программным координатором Глобальной сети журналистов-расследователей (GIJN). Ранее она работала корреспондентом сингапурской The Straits Times в Малайзии и репортером малайзийской New Straits Times.