То, что поначалу выглядело как дело по отмыванию денег через сеть прачечных и автомоек (по-португальски Lava Jato значит «мойка высокого давления»), на поверку оказалось крупнейшей коррупционной схемой в истории Бразилии, в которую было вовлечено еще как минимум 12 государств. В результате перед судом предстал не один бизнесмен и пострадало не одно правительство.
Так же, как правоохранителям пришлось обращаться за помощью к прокурорам стран, где фигуранты дела давали взятки, открывали счета и создавали компании-призраки, так журналистам, освещающим это дело, пришлось просить у коллег из других стран информацию, чтобы дополнять результаты своих исследований и рассматривать проблему глобально.
Латиноамериканские журналисты, расследовавшие скандал, единодушны во мнении, что справиться с делом Lava Jato им удалось только благодаря совместной работе. Коррупционный клубок связей такого уровня не мог быть беспристрастно распутан усилиями одной лишь страны или отдельного медиа-ресурса.
«Мы, журналисты, всегда должны пытаться увидеть не только деревья, но и весь лес», – говорит Флавио Феррейра, скрупулезно разбиравший это дело для бразильской газеты Folha de S .Paulo.
Представители учебного центра Найтов Knight Center пообщались с латиноамериканскими журналистами, потратившими многие часы на поиск и обмен документами, необходимыми для проведения независимых и совместных расследований скандала Lava Jato. В этой статье журналисты рассказывают о преимуществах сотрудничества с коллегами из других стран, некоторых препятствиях, с которыми им пришлось столкнуться, и эффективности создания структурированных альянсов для усиления резонанса от проделанной работы.
Открывая коробку с сюрпризами
Освещение дела Lava Jato началось в Бразилии, в основном, в виде репортажей на национальном уровне. Лишь в последующие годы всплыла информация об участии высших должностных лиц правительств Луиса Инасиу «Лулы» да Силвы и Дилмы Русеф, и тема приобрела международный масштаб.
Задержанные начали давать показания в рамках договоренностей о сотрудничестве со следствием для смягчения приговоров. Канализацию прорвало, и оттуда полились сведения о новых взятках, причастности чиновников и бизнесменов. На этот раз не только бразильских.
Еще до того как термин «Lava Jato» вошел в обиход, перуанская неприбыльная организация журналистов-расследователей IDL-Reporteros обнаружила первые признаки существования коррупционной сети. Ее первоначальные сообщения на эту тему указывали на необычайную легкость, с которой бразильские компании, такие как Odebrecht, получали контракты на проведение общественных работ в Перу.
Вот тут-то и понадобилось международное журналистское сотрудничество. «В 2011 году мы опубликовали первый материал об Odebrecht, о завышенных платежах одной фирме и признаках возможной коррупции», – говорит Густаво Горрити, директор IDL-Reporteros, которая считается первым медиа-ресурсом, обнаружившим транснациональную подоплеку дела. «Когда дело Lava Jato еще только набирало обороты, мы четко увидели, что оно затрагивает людей далеко за пределами Бразилии, поскольку было понятно, что почти все эти бразильские компании, работающие за рубежом, были связаны друг с другом. В связи с этим, дело имело последствия для всей Латинской Америки».
В этот момент стало ясно, что без международного сотрудничества не обойтись.
«Очень часто в процессе расследования, – рассказывает Феррейра, – я обнаруживал ниточки, тянущиеся к компании или лицу, находящимся за пределами Бразилии, однако думал: «У меня нет возможностей это сделать, нет людей, которым можно это поручить, я никого не знаю». Пришлось искать контакты за рубежом, потому что было сложно решить все вопросы своими силами».
«В Folha практиковалось разделение обязанностей. Темы, связанные с Lava Jato в Бразилии, публиковались в разделе местных новостей, а материалы по другим странам уходили в международный раздел. За их освещение отвечали зарубежные корреспонденты, и поэтому оно было неполным».
Чем больше новых сведений всплывало на свет, тем острее была необходимость в специализированной журналистике. Новостных статей и работы корреспондентов было недостаточно для отображения масштабов проблемы. Журналисты поняли, что необходимо не только сотрудничество с коллегами из других стран, но и проведение журналистского расследования, которое позволило бы копнуть значительно глубже.
Подсудимые дали показания органам судебной власти, и средства массовой информации начали писать материалы на основе данных из этих документов. Но некоторые СМИ параллельно начали проводить собственные расследования, не полагаясь на сведения из официальных источников.
«Латиноамериканская журналистика ранее не практиковала журналистские расследования вне рамок обычных новостей, и данные, полученные от властей Бразилии или государственных учреждений, механически повторялись средствами массовой информации», – рассказала Милагрос Салазар, директор перуанского сайта журналистских расследований Convoca, который выпустил специальные проекты, посвященные делу Lava Jato. «В последнее время большинство медиа — как традиционных СМИ, так и независимых журналистов-расследователей — стали более подробно изучать этот предмет и заинтересовались этими делами».
В декабре 2016 года Министерство юстиции США открыло доступ к материалам, содержащим документальные доказательства и показания 77 высших должностных лиц концерна Odebrecht, в которых они признали, что общая сумма взяток составляла около 788 млн. долларов США в 12 странах Латинской Америки и Африки. Информация была предоставлена бразильским властям, и прокуроры упомянутых стран обратились с просьбой о доступе к этим документам. Средства массовой информации также пытались его получить, но было очень сложно сделать это с территории своих стран.
«Мы в Folha получили материалы дела из Верховного Суда [Бразилии]», – говорит Феррейра. – Это около 8000 документов, которыми я смог поделиться с коллегами из других стран, и у них была возможность изучить все данные, как если бы они были в Бразилии».
Получение доступа к этим документам дало старт серии расследований, посвященных делам по каждой стране. Репортеры, в частности из Мексики, Гватемалы, Сальвадора, Панамы, Колумбии, Венесуэлы, Перу, Эквадора, Чили, Аргентины и Доминиканской Республики смогли детально исследовать случаи дачи взяток в своих странах и задействованных лиц-резидентов.
«Во-первых, нам нужно было найти бразильского партнера, который помог бы нам понять эту антикоррупционную операцию», – рассказал в интервью Knight Center Рауль Олмос, журналист сайта «Мексиканцы против коррупции и безнаказанности». – Во-вторых, это помогло бы нам понять, как получить документацию. И в-третьих, это связало бы нас с людьми, которых они знали, и которые могли бы информировать и консультировать нас».
«Этот альянс был необходим, потому что в противном случае было бы невозможно получить информацию так быстро, и было бы накладно постоянно ездить в Бразилию за новыми данными. Журналистское сотрудничество позволяет коллегам из разных стран видеть видеть всю картину».
Однако иногда все таки необходимо ездить и физически встречаться на курсах и семинарах, и журналисты используют эту возможность для систематизации и обмена информацией, а также восполнения пробелов в собственных расследованиях. Так было на конференции латиноамериканских журналистов-расследователей по незаконным финансовым потокам, организованной Convoca и некоммерческой организацией Red Latinoamericana sobre Deuda, Desarrollo y Derechos (Латиноамериканская сеть по долгам, развитию и правам), которая во второй раз собралась в Лиме, Перу в мае. На этой встрече журналисты рассказали о ходе расследования дела Lava Jato в своих странах и проконсультировались с экспертами по отслеживанию незаконных денежных потоков.
В единстве — сила
Транснациональное журналистское сотрудничество, как в деле Lava Jato, имеет множество преимуществ. Кроме сокращения расходов на проведение расследования для одного издания и возможности обмена источниками и контактами, огромный плюс состоит в получении понимания перипетий дела в глобальном масштабе.
С другой стороны, это дело также иллюстрирует то множество препятствий, с которыми приходится сталкиваться журналистам в процессе поиска информации. Некоторые из них сошлись во мнении, что сложнее всего обойти ограничения на получение информации. Когда дело доходит до сведений, которые касаются правительств, государственные органы разных стран усложняют доступ СМИ к материалам судебных расследований.
«Основным препятствием остается нежелание властей предоставлять открытый доступ к документам по Odebrecht, в частности тем, которые должны быть публичными, таким как контракты, соглашения и дополнения, – говорит Олмос. – Мы понимаем, что, поскольку расследование продолжается, невозможно обнародовать все детали контрактов, но мы просим предоставить нам общедоступную версию».
Иногда власти не только не помогают журналистам получить доступ к информации, но и проявляют враждебность, пытаются скрыть данные, манипулируя раскрытой информацией или даже дискредитируя достоверность опубликованных материалов. Это заставляет журналистов защищать себя, чтобы исключить малейшие сомнения в добросовестности своей работы.
В своем недавнем докладе IDL-Reporteros раскрыли, что Марсело Одебрехт рекомендовал финансировать президентскую кампанию Кейко Фухимори в Перу, в чем ему было отказано властями этой страны. Позднее выяснилось, что прокуратура Перу пыталась скрыть эту информацию.
«Прокурор сделал заявление, в котором отрицает факты из доклада, – сказал Горрити. – Мы снова подтвердили свои слова и получили дополнительную подкрепляющую их информацию. Когда у нас на руках оказалась стенограмма слов Одебрехта (сказанных перуанским прокурорам), мы смогли показать, что он сказал даже гораздо больше, чем то, что нам было известно ранее. И прокурор оказался в щекотливом положении».Одним из способов, с помощью которых журналисты в Латинской Америке преодолевают трудности с доступом к публичной информации, является формирование более официальных партнерских отношений. Журналисты, средства массовой информации и неправительственные организации, заинтересованные в более полном освещении событий, объединяют усилия для реализации различных совместных проектов.
Среди недавних – Investiga Lava Jato, проект, возглавляемый Convoca (Перу) и Folha de S.Paulo (Бразилия). В нем принимают участие журналисты Diario Perfil (Аргентина), Fundación Mil Hojas (Эквадор), Plaza Pública (Гватемала), El Faro (Сальвадор), сайта «Мексиканцы против коррупции и безнаказанности» (Мексика), RunRun.es и El Pitazo (Венесуэла), а также Jornal Verdade (Мозамбик). Они рассчитывают на сотрудничество с Colombiacheck в сфере фактчекинга, с Региональной инициативой ICFJ по проведению журналистских расследований в Северной и Южной Америке и Connectas для получения данных.
Проект Investiga Lava Jato стартовал в июне 2017 года с целью создания и распространения детализированных докладов о коррупционной сети. Опубликованные расследования стали возможны частично благодаря судебным документам, предоставленными Folha de S.Paulo, которые были загружены на платформу Overview, позволяющую искать, просматривать и изучать документы в любом формате. Это значительно облегчило доступ к этим документам журналистов из всех уголков Латинской Америки.
Ранее IDL-Reporteros (также из Перу) объединили усилия с газетой La Prensa (Панама), газетой La Nación (Аргентина), сайтом Armando.info (Венесуэла) и сайтом Sudestada (Уругвай), сформировав альянс, который они назвали Латиноамериканской сетью структурированных расследований. Это название пародирует так называемый Отдел структурированных операций Odebrecht, который, вероятно, был подразделением, ответственным за взятки.
Сеть IDL-Reporteros функционирует как виртуальная редакция, где постоянно осуществляется обмен документацией, информацией и источниками для содействия расследованиям других журналистов.
«Мы налаживаем связь с журналистами, а не с медиа-ресурсами, – объяснил Горрити. – Основная цель — сотрудничество с журналистами-расследователями. Это должны быть люди с большим опытом, и они должны быть абсолютно надежны. Мы используем горизонтальные связи, но на основе полного доверия. Мы с самого начала поняли, что это самая крупная коррупционная схема в истории Латинской Америки, и именно от журналистских расследований зависит, вызовет ли это дело должный резонанс. Наша задача — обеспечить этот резонанс».
Оба проекта полагались на сотрудничество с организацией Connectas, которая помогала в распространении результатов журналистских расследований, но, прежде всего, предоставила дополнительные данные о компаниях, участвовавших в коррупционной схеме. Последние несколько лет организация отслеживала информацию о компаниях, руководителях и офшорах, связанных с Lava Jato.
«Существует множество данных, относящихся к этой теме, – рассказывает Сол Лауриа, аналитик данных в Connectas в интервью Knight Center. – И поэтому мы создаем базу данных с большим количеством открывавшихся компаний, чтобы увидеть офшорную структуру, как она функционировала в этой вселенной и как они управляли всеми компаниями, которые открывались во всех концах мира». Она добавила, что все это официальные данные, полученные по результатам судебных расследований или утечек информации.
Еще одна платформа, которая была очень полезна с точки зрения предоставления медиа-доступа к документам по этому делу, – это #LavaJota, проект бразильского сайта юридических новостей JOTA.Info при поддержке Transparency International. Это база данных, содержащая документы и контракты сотен юридических процессов, составляющих операцию Lava Jato.
«Lava Jato сделала очень ценную вещь, а именно – объединила эти процессы в одном месте, – сказал Карлос Эдуарду Уэртас, директор Connectas, в интервью Knight Center. – Она сделала доступной информацию без каких-либо привилегий для какого-либо одного медиа-ресурса, и я думаю, именно это позволило осветить дело с разных сторон».
Эта публикация впервые появилась в блоге Journalism in the Americas, и перепечатывается с разрешения.
Сезар Лопес Линареш – учится на магистра журналистики в Техасском университете в Остине. Он работал журналистом в Reforma, Todo Austin, Texas Music Magazine и the Knight Center for Journalism in the Americas.