В сентябре 2017 журналисты датской общенациональной газеты Berlingske совместно с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и информационными партнерами из других стран раскрыли сложную схему отмывания денег, используемую властными кругами Азербайджана. В этой истории были использованы служебные документы банка Danske Bank, попавшие в руки журналистов Berlingske, а также результаты обширного совместного расследования, охватившего ни много ни мало 16 стран мира.
Как выяснилось, в период с 2012 по 2014 годы, пока в Азербайджане пачками арестовывали и преследовали неудобных для властей журналистов и правозащитников, через европейские компании и банки из страны было выведено порядка 2,9 миллиардов долларов США. Часть этих средств была использована на кампанию по отбеливанию репутации страны, часть — на поддержание роскошного образа жизни сильных мира сего.
Предлагаем вам публикацию о подноготной материала, о том, как журналисты готовили его, каково это – проводить расследование в такой стране, как Азербайджан, и каким образом сотрудничество с представителями гражданского общества помогло усилить эффект от публикации.
Утечка банковской информации
Ева Юнг, журналистка-расследовательница Berlingske, утверждает: далеко не случайно именно ее газета получила банковские данные.
Berlingske не впервые принимает участие в совместных расследованиях. Еще в конце 2016 года OCCRP пригласил издание присоединиться к команде по изучению Российского Ландромата, который использовал отдельную, но похожую отмывочную схему.
Это было первое совместное международное расследование с участием сотрудников Berlingske, вызвавшее серьезный общественный резонанс в Дании. Премьер-министр страны Ларс Лекке Расмуссен публично отреагировал на его результаты, заявив датскому телеканалу TV2: «Я опечален и зол».
Одним из главных участников схемы оказался крупнейший банк Дании — Danske Bank. Заподозрив, что они узнали далеко не все, репортеры Berlingske продолжили изучение деятельности эстонского филиала банка.
«Именно тогда и случилась крупная утечка информации», – говорит Юнг.
Репортеры получили доступ к новым данным в виде 16 тысяч выписок о банковских транзакциях. Журналисты Berlingske практически сразу же поняли, что обнаруженные счета связаны с правящими кругами Азербайджана.
Документы произвели на них огромное впечатление.
«Когда мы увидели в полученных материалах первые реальные имена, принадлежащие европейским политикам, пришлось на секундочку присесть, – вспоминает Юнг. – Это было наше первое и, как оказалось, самое важное открытие. Власти Азербайджана тайно платили европейским политикам».
Совместными усилиями
Вскоре Berlingske предложила OCCRP принять участие в расследовании.
«Своими силами мы бы годами разбирались в 16 тысячах платежей, – говорит Юнг. – И все равно бы не раскопали всех историй».
Через несколько недель представители Berlingske и OCCRP лично встретились, чтобы обсудить предварительные находки.
«После первых обсуждений с Евой казалось, что данные о Российском Ландромате и тем, что мы позже договорились называть Азербайджанским Ландроматом, схожи», – рассказал соучредитель и исполнительный директор OCCRP Пол Раду.
Среди документов Раду обнаружил тысячи тайных банковских платежей людей, скрывающихся за компаниями, зарегистрированными в Великобритании. Хотя аналитики OCCRP позже конвертировали полученные данные в CSV-файлы и другие удобные для поиска форматы, Раду не мог ждать.
«Я лично просмотрел каждую из тысячи с лишним страниц текста в надежде найти знакомые имена, несоответствия и все, что может иметь ценность», – говорит Раду. Он сразу же обратил внимание, что по сравнению с Российским Ландроматом, фигуранты новой утечки были крайне беспечны при сокрытии следов своей деятельности.
«Имена известных политиков, бизнесменов и даже журналистов были упомянуты непосредственно в платежных документах, – говорит Раду. – В то же время, многие транзакции указывали на правительственные структуры Азербайджана».
Создание расследовательской группы
После первоначального анализа полученных данных, когда дата-команда OCCRP создала собственные программные инструменты для изучения банковских транзакций, представители обеих сторон приступили к налаживанию контактов с партнерами из других стран. OCCRP и Berlingske сформировали группу исходя из того, в каких странах предварительный анализ выявил наибольшее количество операций и громких имен. Журналисты использовали открытые базы данних, интернет-поиск и программные инструменты OCCRP для установления личности фигурантов расследования.
Понимая, что ключевой буде работа в самом Азербайджане, Berlingske и OCCRP пригласили принять участие в проекте ветерана журналистских расследований Хадиджу Исмаилову.
Раду, Исмаилова и Юнг договорились о постоянном обмене информацией.
«Мы все разгадывали элементы головоломки, – рассказывает Измаилова. – Какие-то находки заводили в тупик, но и это было полезно, потому что мы обнаруживали что-то новое, связанное с другими историями, и это было чудесно».
«Начиная с момента где-то за месяц до публикации и по сей день мы почти каждый день были на связи по несколько раз в сутки», – добавляет Юнг.
Журналисты из разных стран делились полученными находками и обсуждали ход расследования на закрытом онлайн-форуме, созданном техспециалистами OCCRP. «Трансграниченое сотрудничество расследователей часто сопровождается эмоциональными перепадами, – говорит Раду. – Но именно чередование успехов и неудач обычно дает наилучший результат».
Открытия
«Главный прорыв в нашем расследовании случился тогда, когда мы начали сопоставлять даты перевода средств политикам с их активными действиями в пользу правящих кругов Азербайджана», – рассказывает Юнг.
«Было интересно наблюдать, как кто-то из нашей команды находил интересное имя в базе транзакций, а другие тут же бросались ему на помощь, ища дополнительную информацию», – добавляет Раду.
Одно из этих имен – Ягуб Эюбов, первый заместитель Премьер-министра Азербайджана.
Банковские материалы свидетельствовали о том, что Эюбов и двое его сыновей – один из которых, Эмин Эюбов, является послом Азербайджана в Совете Европы – активно использовали средства Ландромата для оплаты медицинских услуг в Европе и США.
«Это была важная информация в общем контексте событий, но самое интересное мы выявили за рамками первоначальных данных», – рассказывает Раду.
Эмин Эюбов сразу же попытался опровергнуть эту информацию, утверждая, что платежи на сумму в несколько тысяч долларов были «консьерж-услугами», предоставляемые компаниями в рамках Ландромата.
Однако важнейший прорыв случился тогда, когда журналисты проанализировали платежи компании «Рособоронэкспорт» – главного оружейного госэкспортера России. Выяснилось, что существенная часть российских денег ушла на счет Velasco International Inc., малопубличной компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (BVI) со счетами в Венгрии и на Кипре.
Тогда репортеры обратились к информации из предыдущей утечки – Панамскому архиву, опубликованному Международным консорциумом журналистстов- расследователей ICIJ.
В базе данных Панамского архива (о том, как искать информацию в этой базе данных – читайте тут – ред) репортеры обнаружили имя владельца-бенефициара компании с Британских Виргинских островов, Орхана Эюбова. Был ли Орхан Эюбов еще одним членом семьи Эюбовых? Была ли компания-получатель непосредственно связана с одним из наиболее влиятельных азербайджанских политиков?
В самом Азербайджане Исмаилова копала ещё глубже. Она и ее коллеги доказали, что документы компании из BVI хранятся по адресу прописки Ягуба Эюбова в столице Азербайджана городе Баку.
Тем временем, рассказывает Раду, «венгерские репортеры помогли сложить свои кусочки мозаики и еще раз найти владельца-бенефициара в местных базах данных. Все стало на свои места после двух дней критического анализа первоначальной информации, ожидания и настойчивых попыток получить ответы от людей, в чьих интересах было все спрятать».
«Комбинация поиска в местном реестре избирателей Азербайджана, других базах данных и, самое главное, кропотливой работы позволила нам окончательно доказать, что наши первоначальные предположения были верными, – продолжает он. – Семья Эюбовых была глубоко вовлечена в Азербайджанский Ландромат».
В логове дракона
Раскрытие подробностей Азербайджанского Ландромата было бы невозможным без расследования внутри страны. Именно поэтому ключевая роль отводилась ветерану азербайджанской журналистики Исмаиловой.
Как сотрудница «Радио Свободная Европа»/ «Радио Свобода» и партнер OCCRP, Исмаилова на себе испытала попытки азербайджанских властей заткнуть рот неугодным журналистам. После выхода ее материалов Исмаилову попытались очернить и бросили за решетку. Несмотря на статус невыездной и громадный риск, она, не колеблясь, присоединилась к команде. Ей помогали другие местные репортеры, которые сохраняли анонимность.
Азербайджанские репортеры ежедневно сталкиваются с трудностями, немыслимыми для их коллег из других стран.
«В нашей стране журналистов арестовывают по сфабрикованным обвинениям в «шантаже» только лишь потому, что они задают неудобные вопросы или критически высказываются (во время интервью)», – рассказывает Исмаилова.
Важным заданием было выйти на связь с азербайджанскими компаниями, которые были вовлечены в схемы Ландромата.
«Мне нужно было установить, действуют ли эти компании до сих пор, находятся ли они по известному нам адресу и являются ли причастные к ним люди теми, кого мы их считаем», – говорит она.
Исмаилова держала свою работу в проекте в тайне вплоть до момента публикации. Она делала звонки под видом сотрудниц или клиентов. Когда же за считанные дни до публикации она снова обратилась за комментариями в те же компании, на этот раз представившись журналисткой, ее респонденты отказались признать какую бы то ни было связь с компаниями, на которые работали.
Исмаилова предпринимала все необходимые меры предосторожности.
«Каждый раз, отправляясь на интервью в формате один-на-один с кем-то из фигурантов, я брала с собой свидетеля, который сидел за соседним столиком и был готов снимать все на тот случай, если со мной что-то произойдет, и документировать происходящее», – рассказывает она.
Несмотря на то, что такие расследования, как Азербайджанский Ландромат, крайне опасны, Исмаиловой ее работа нравится.
В данном проекте ей было особенно интересно общаться с людьми, вовлеченными в преступную деятельность, но не осознающими, что они делают что-то не так. Она вспоминает об интервью с Махаррамом Ахмадовым, скромным водителем, живущим в пригороде Баку.
Ахмадов был номинальным владельцем компаний Ландромата, через которые прокачивались миллионы долларов.
На бумаге Ахмадов — владелец компаний, которые выплачивали миллионы долларов по всему миру. В реальности это скромный водитель, живущий в пригороде Баку, столице Азербайджана.
«Он не имел ни малейшего представления, чем занимается, и какие суммы через него проходили, – говорит Исмаилова. – Человек даже не подозревал, что выступает фасадом для противозаконного бизнеса».
Еще одной находкой стала история с Калином Митревым, мужем Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, получившим через Ландромат сотни тысяч долларов.
Митрев утверждал, что полученные деньги являются оплатой вполне законных «консультационных услуг» для азербайджанской компании Avuar-Co LLC. Исмаилова решила проверить правдивость его утверждений.
Она обнаружила, компания Avuar декларирует разработку проектов по восстановлению местности после наводнений. Используя социальные сети, ей с помощью своей анонимной команды азербайджанских журналистов удалось выйти непосредственно на руководителя этой бакинской компании.
«Я решила пойти напролом, представилась журналисткой и задала вопрос в лоб, – вспоминает она. – Он растерялся. Он понятия не имел, что его компания должна заниматься восстановлением. Позже он понял, что обязан это знать, и попытался выкрутиться. Но было уже слишком поздно».
Безопасность прежде всего
Раду из OCCRP подчеркивает: «безопасность – прежде всего». «Нельзя, чтобы члены команды, работающие в таких жестких и сложных условиях, как в Азербайджане, пострадали».
По его словам, репортеры использовали закрытые каналы обмена информацией и тщательно изучали обстановку для минимизации рисков. Исмаилова советует журналистам идти на интервью с фигурантом полностью подготовленными.
«Интервью – это ваш финальный этап, – говорит она. – Это обычная практика для любой страны, но в нашей стране риски намного выше. Вы можете подвергнуть опасности не только себя, но и коллег. Вы можете раскрыть каналы коммуникаций. Лучше держаться подальше от фигурантов своих материалов до самого последнего момента».
Партнерство с гражданским обществом
Успеху расследования поспособствовало тесное сотрудничество команды OCCRP с Transparency International (TI) – неправительственной международной сети по борьбе с коррупцией, которая может использовать находки журналистов.
Партнерство, получившее название Глобальный антикоррупционный консорциум, стартовало в прошлом году. Расследование об Азербайджанском Ландромате стало первым масштабным проектом, попавшем в поле зрения консорциума.
«Сотрудничество с журналистами-расследователями очень важно для таких антикоррупционных огнанизаций, как Transparency International, – рассказывает член правления TI Кейси Келсо. – Мы можем начинать свои кампании по борьбе с коррупцией только после того, как ее вскроют».
В течение 24 часов с момента публикации проекта представители TI выступили с инициативой призвать к ответу такие влиятельные организации, как Парламентская Ассамблея Европы (ПАСЕ). Отдельные члены ПАСЕ в результате расследования были уличены в получении денег через Ландромат. TI также инициировала кампанию, призывающую граждан писать своим парламентариям и требовать от них более активного участия. Кроме того, организация передала собранные журналистами доказательства членам специальной группы по антикоррупционным расследованиям при ПАСЕ.
Репортеры OCCRP также видят несомненные преимущества партнерства с гражданским обществом.
«Активисты TI зачастую имеют доступ туда, где он заказан журналистам, и могут расширить область расследования, – говорит Раду. – Я считаю, что за таким партнерством будущее, если делать все правильно и четко разделять общественную активность и журналистику».
С другой стороны, Исмаилова считает, что в репрессивных странах достаточно тяжело оставаться журналистом, не став при этом активистом.
«С того момента, когда журналиста объявляют врагом государства только за то, что он выполняет свою работу, он поневоле становится стороной собственного материала, – говорит она. – Журналистов преследуют, на них нападают, их арестовывают, избивают».
«Я впервые вижу немедленный результат проведенного расследования изнутри. Пока что за пределами моей страны, но я уверена, что этим все не ограничится».
_______________________________________________________
Схема Азербайджанского Ландромата была раскрыта благодаря совместным усилиям представителей OCCRP; Berlingske (Дания); The Guardian (Великобритания); Süddeutsche Zeitung (Германия); Le Monde (Франция); Tages–Anzeiger and Tribune de Genève (Швейцария); De Tijd (Бельгия); Новая газета (Россия); Dossier (Австрия); Atlatszo.hu (Венгрия); Delo (Словения), RISE Project (Румыния), Bivol (Болгария); Aripaev (Эстония); Чешского Центра журналистских расследований (Чехия); и Barron’s (США). Этот проект реализован в рамках Глобального Антикоррупционного Консорциума между OCCRP и Transparency International.
Стелла Рок является сотрудником пресс-центра Глобального Антикоррупционного Консорциума OCCRP и Transparency International. Прежде чем присоединиться к команде OCCRP, она работала в Париже в качестве независимого журналиста и редактора. Кроме того, будучи сотрудником Лондонского Центра журналистских расследований, она совместно с британским репортером Эндрю Дженнингсом расследовала коррупцию в ФИФА.