О Трампе, правде, неравенстве и расследовательской журналистике

Print More

Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц в ходе беседы с профессором Шейлой Коронел на #GIJC17. Фото: Р.С. Филлипс

Английская версия здесь. English version is here.

Джозеф Стиглиц, выступая во время закрытия Глобальной конференции журналистов-расследователей в переполненном Большом зале Университета Уитс в Йоханнесбурге рассказал о глобальном значении скандала с братьями Гупта.

Расследование #GuptaLeaks широко обсуждается в Южной Африке, но о нем также должны говорить в США, Великобритании и Индии.

История начинается с братьев из индийского города Сахаранпур, которые переехали в ЮАР, и якобы поймали в сети президента ЮАР Джейкоба Зума,  а также членов его семьи и политическое окружение. Сюжет усложняется, когда обнаруживается связь братьев Гупта с международными компаниями, в том числе Bell Pottinger, McKinsey и KPMG – всех их обвинили в  недобросовестных методах роботы и нарушениях закона во время сотрудничества с братьями Гупта.

За последние несколько месяцев журналисты из Южной Африки обработали тысячи электронных писем, доступ к которым получили после утечки данных, и обнаружили нить, которая связывает всех. Они накопали информацию о PR-кампании, целью которой было разделение жителей страны по расовому признаку как отвлекающий маневр,  а также о том, почему транснациональные корпорации не демонстрировали прозрачность или не взяли на себя полную ответственность, когда их махинации вскрыли.

Страна погрузилась в состояние еще большей неопределенности, а с ней в последующие несколько недель продолжился экономический спад и еще большее снижение рейтингов.

“В работе правительств и корпораций не хватает прозрачности, ведь они не хотят, чтоб люди знали обо всем. В основе их деятельности – секретность,” сказал Стиглиц в ходе беседы с Шейлой Коронел, директором Стабилизационного центра журналистских расследований и профессора Колумбийского университета.

Лауреат Нобелевской премии по экономике, американский экономист сказал также добавил, что совместное стремление компаний и властей к сокрытию информации – это  глобальное явление. Стиглиц напомнил об отказе Дональда Трампа обнародовать свою налоговую декларацию. Он также раскритиковал технологического гиганта Apple за печально известное уклонение от налогов, информация о котором вскрылась в августе прошлого года.

Этот вид коррупции даст нынешним журналистам работу еще на 50 лет, – пошутил Стиглиц перед аудиторией из 1200 журналистов из 130 стран.

Стиглиц сказал, что журналисты всегда могут делать больше, они должны копать глубже и проводить больше расследований. Он высоко оценил недавние расследования журналистов, которые, благодаря настойчивым поискам и совместным усилиям, сделали немало разоблачений на основе анализа утечек Панамских документов и Райских документов. Раскрытие оффшорных секретов самых богатых людей мира дало надежду на изменения к лучшему, которые, впрочем, начнутся только в далеком будущем.

Но журналистика играет свою роль, особенно – качественная расследовательская журналистика, ведь, как отметил Стиглиц, налоговые гавани  где деньги “растут на солнышке” способствуют концентрации богатства в руках 1 процента богатейших людей мира и помогают воровать налоги, которые должны бы идти на образование или здравоохраниение, улучшение санитарных условий или дорог.

“Незаконные финансовые потоки в Африке временами превышают объемы средств, которые континент получает в качестве иностранных прямых инвестиций и международной помощи,”   добавил Стиглиц.

“Нефтяная компания может дать взятку президенту, чтобы получить разрешение на бурение скважин и присвоить себе природные ресурсы. Когда они отправляют деньги в оффшорные налоговые гавани,  главной особенностью которых являются секретность и неразглашение информации, это лишает страну благ, которые она должна получить,” сказал Стиглиц.

Он указал и на другие очевидные вещи: когда ресурсы страны истощаются и усиливается экономическое давление, разрыв между богатыми и бедными увеличивается. А рост недовольства среди ущемленных в экономических правах слоев населения является благодатной почвой для появления правого экстремизма и фашизма.

Понимание серьезных последствий неравенства было сутью полученной Стиглицем и его коллегами Джорджем Акерлофом и Майклом Спенсом Нобелевской премии по экономике в 2001.

Стиглиц подчеркнул, что в рост популизма, во главе с “угрозой, связанной с Трампом и его “альтернативными фактами” возвращает мир во времена до эпохи Просвещения.

“Главная угроза в том, что это уничтожает нашу веру в правду,” сказал он.

Стиглиц  примерил на себя роль оракула в экономике, когда Коронел попросила его обратиться к своему магическому кристаллу и посмотреть, что ждет дальше мир, которому угрожает опасность распространения диктатур и популизма.

“Экономисты никогда не предсказывают будущее, потому что мы всегда ошибаемся,” пошутил Стиглиц и добавил: “Возможно расследовательская журналистика не имеет рыночной стоимости, но она служит на благо общества. Я верю, что с помощью хорошей журналистики, отдельных граждан, фондов и трастов, которые преданы ценностям демократии, мы сможем отойти от края пропасти и вступить в новую прогрессивную эпоху.”

Послушать речь Стиглица и другие видеоматериалы конференции можно на канале GIJN в Youtube.

_______________________________________________

Ufrieda Ho независимый журналист из Йоханнесбурга. Автор Paper Sons and Daughters.

 

 

Редакция русского текста: Ольга Симанович – региональный редактор GIJN, работала тележурналистом, сценаристом, медиа-тренером и редактором в Украине. Ольга была репортером телевизионных новостей “Вікна-Новини” на канале СТБ и участвовала в международных расследованиях SCOOP

Перевод на русский: Наталия Жачек, стажёр в Институте развития региональной прессы.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *