Английская версия здесь. English version is here.
Berkeleyside, коммерческая “региональная газета без бумаги” с восьмилетней историей, привлекла почти $600,000 от жителей Калифорнии с помощью прямого публичного предложения или DPO (direct public offering).
Но что такое DPO? DPO позволяет людям инвестировать в бизнес, будь то производство консервов, пекарня, футбольная команда или, как в нашем случае, новостное агентство, а бизнесу – привлечь капитал.
В отличие от краудфандинговых сайтов, таких как Kickstarter или Indiegogo, люди, которые инвестируют деньги, получают не обещанный подарок или скидку, а реальную долю в бизнесе. DPO осуществляется во многих вариантах, но всех их объединяет гибкость во всем, что касается как безопасности, так и видов возврата, который предлагают инвесторам. DPO дает возможность новостным агентствам стать менее зависимыми от модели сбора средств и укрепить свою связь с обществом.
Модель DPO также применима и для некоммерческих организаций. Конечно, это не единственный и не самый простой выход — во-первых, вам придется найти сообщество инвесторов, которые могут и хотят расстаться с деньгами. И предоставить возможность делать как минимальные инвестиции, которые не будут большими суммами со многими нулями.
Агентство Berkeleyside привлекло около $600,000 с помощью DPO, а в конце сентября Институт журналистики Ленфеста объявил, что Berkeleyside получит грант и достигнет отметки в $800,000 инвестиций, а также расширит свою программу членства и создаст инструментарий, который поможет другим СМИ воспользоваться их оптом.
Представляем Вашему вниманию краткое изложение интервью, в котором сооснователь Berkeleyside Ленс Ноубель делится практическими советами.
Как вы решились использовать прямую публичную оферту (DPO) для привлечения средств в Berkeleyside?
Как и многим молодым развивающимся компаниям, СМИ нужны денежные средства. Мы рассматривали варианты привлечения средств от небольших частных инвесторов, от богатых людей, крупных компаний и общались со многими. Некоторые люди заинтересовались, но новостное агенство – это не тот бизнес, в котором можно вернуть свои средства с большой прибылью. Поэтому получить сотни тысяч долларов от богатых людей не так-то просто – они найдут более прибыльный бизнес для инвестирования, чем региональную медиа-компанию.
Когда мы изучали вопрос привлечения средств, один из наших читателей совершенно неожиданно связался с нами и сказал:
“Друзья, я вас люблю; не знаю, нужны ли вам деньги, но если да, думаю, вы были бы прекрасными кандидатами на DPO.”
Тогда мы не имели ни малейшего представления, что такое DPO …но мы вскоре изучили этот вопрос. Все сразу же согласились, что это именно то, что нужно Berkeleyside. Мы существуем, чтобы быть источником информации для жителей нашего города и для представителей нашей общины, но мы также существуем благодаря нашему городу и нашей общине. Наша связь глубокая и взаимозависимая. Поэтому идея привлечь деньги от наших читателей, нашей общины показалась чем-то очевидным. Как раз то, что надо.
Как DPO отличается от обычной просьбы вложить средства, оформить членство?
Практически с самого начала мы в Berkeleyside просили наших читателей вкладывать в наш проект деньги с помощью программы членства, это были суммы $5, $10, $25 в месяц. Именно после одной из email-рассылок мы узнали от одного из наших подписчиков о DPO.
Однако инвестирование – это не то же самое, что членство. Если вы располагаете средствами, это дает вам подушку безопасности, что позволяет нам действовать по обстоятельствам. С момента открытия проекта Berkeleyside мы жили в какой-то степени от месяца к месяцу. Но мы верили, что у нас такие отношения с читателями, что многие из них сказали бы: “Да, конечно я хочу быть частью Berkeleyside как инвестор, не только как читатель, иметь более тесные связи, нести ответственность за будущее проекта.”
Если бы я инвестировала в Berkeleyside, что бы я получила?
Если вы, как инвестор, покупаете акции, вы не просто делитесь теплом своего сердца с любимым изданием. Когда наш бизнес станет устойчивым — мы планируем, что это произойдет через два года — вы будете получать 3% годовых в качестве дивидендов. Мы постоянно общаемся с нашими инвесторами, предоставляем им обновленные данные, делимся информацией о том, куда мы вкладываем деньги. Они получают различные льготы и мы будем проводить ежегодную вечеринку инвесторов.
Какие регистрационные документы необходимо подготовить?
Не нужно подавать никаких документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам. Отдел надзора за предпринемательской деятельностью штата Калифорния одобрил нашу заявку. Это регламентированное предложение. Мы не должны составлять установленную форму отчетности, однако мы будем предоставлять годовой отчет о состоянии наших счетов и общаться ежеквартально с нашими инвесторами, что мы сейчас делаем с помощью электронных писем.
Одним из преимуществ выхода на DPO в Калифорнии является то, что мы можем провести его так, как мы хотим. Мы можем предложить более высокие дивиденды. А можем вообще не предлагать дивиденды. Можно сказать: «Мы подумаем о дивидендах». Это называется “придумайте, что предложить”, а не “вы должны выполнить шесть пунктов.”
В каждом штате свои правила. Мы рассматривали выход на DPO за пределами штата Калифорния, но в конце концов остались в своем регионе. Для локального информагентства лучше ограничиться своим штатом.
Вы консультировались с юристами?
Мы работали с юридической фирмой из Окленда Cutting Edge Capital, которая специализируется на DPO. Расходы на юристов были немалые – процент от суммы собранных средств. Общие издержки на юридические и регистрационные услуги составляли порядка $35,000. Это не мало. Это было серьезное решение. Но мы решили, что это лучший способ привлечь инвестиции на сотни тысяч долларов. Мы могли сделать это дешевле, но выбрали путь “полного сопровождения”. Сейчас у нас нет текущих юридических расходов.
Вы нарисовали радужную картину DPO.
Это не просто красивая картинка. Мы почти достигли нашей цели ($800,000), поэтому все выглядит для нас довольно радужным.
В Беркли живут состоятельные люди. Какова роль этого в вашем успехе?
Очевидно, во многом именно IT-индустрия обеспечила благосостояние области залива Сан-Франциско. Поэтому здесь живут люди (многие из них наши читатели), которые работают в сфере, где считается вполне естественным рассмотреть вопрос инвестирования в тот бизнес, который тебе нравится.
Минимальная инвестиция – $1,000.
Здесь нет никаких правил, мы могли бы сказать, что минимальная сумма инвестиций $100 или $50. Но мы решили выбрать сумму в $1,000 частично потому, что с 300 или 400 инвесторами легче работать чем с 4,000.
Я бы не сказал, что такой способ хорош только в богатых районах. Беркли очень неоднородный. Хотя люди, которые инвестировали сумму выше минимальных $1,000, в основном живут в более комфортабельных районах Беркли, однако некоторые инвесторы живут в районах, которые сложно назвать богатыми. Большинство наших 230 инвесторов пока внесли минимальную сумму.
Какие уроки вы усвоили, которые могли бы быть полезны другим новостным агентствам, которые думают о DPO?
Мы официально отправили нашу заявку в Отдел надзора за предпринимательской деятельностью в феврале 2016. Наши адвокаты предупредили, что рассмотрение заявки может занять до шести месяцев. Мы отправили заявку и думали, что у нас еще есть несколько месяцев для того, чтобы составить план действий для выхода на DPO и привлечения определенной суммы инвестиций. Заявка получила одобрение через две недели.
Почему это проблема?
Вы получаете разрешение привлекать деньги в течении года, поэтому часы начинают тикать. В феврале этого года мы отправили заявку на дополнительные 12 месяцев, поэтому наш дедлайн – март 2018 и мы не планируем продлевать разрешение.
Урок: хорошо и правильно заниматься оформлением документации. Но вы должны думать о том, “какой у вас план действий по привлечению инвестиций” — особенно если в результате вашу заявку одобрят быстро как нашу.
На что вы собираетесь тратить эти средства?
Мы наняли еще одного специалиста по продажам; надеемся, что это окупится довольно быстро. Мы обновили дизайн нашего сайта. Мы перешли от игнорирования мобильной версии к приоритетности версии для мобильных устройств. У нашей команды продавцов появился весомый аргумент (для рекламодателей), ведь рекламные объявления, которые раньше терялись в мобильной версии, сейчас просматриваются. Мы наняли второго репортера на полный день, который освещает наш образовательный проект, также мы планируем вкладывать больше ресурсов в нашу программу членства.
Сейчас у нас есть основной капитал и это дает нам свободу заниматься журналистикой.
Какие еще советы вы дали бы медиакомпаниям, которые задумываются о привлечении средств?
Научитесь просить. Обычно журналисты не обучены просить деньги; нам всем пришлось учиться, как это делать. Нам пришлось учиться, как стать перед большой аудиторией и сказать: «Вы должны нам дать денег, выпишите чек прямо сейчас.”
Куйте железо, пока горячо. Мы усвоили, как важно проводить работу по итогам встреч. Вы можете собрать 50 или даже 100 человек в аудитории, рассказать им, насколько Berkeleyside захватывающее и жизненно важное агентство и они подумают, что ваш бизнес отличный. Но потом все идут домой и, если вы не проведете работу по итогам встречи, они тут же выбросят из головы мысли о вашей компании.
Не ограничивайте сферу поиска инвесторов. Еще одна интересная вещь: мы получили значительные инвестиции от людей, о которых раньше даже не слышали, их не было в числе наших подписчиков. Никогда не знаешь, кто может стать инвестором. Чем к большему количеству людей вы обратитесь, тем больше потенциальной поддержки получите, из источников, о которых даже не подозревали.
И завершающие мысли
Люди понимают важность независимой качественной локальной журналистики для их общины. Они понимают, что она жизненно необходима для действующей демократии. DPO это подтверждает. Более 230 инвесторов сказали: Это именно то, что я хочу; я в это верю и я это поддерживаю.
Статья была впервые опубликована на Local News Lab.
Чтобы получать больше материалов на эту тему подпишитесь на еженедельную рассылку Local Fix.
____________________________________________________
Ненси Вальцман директор стратегических инициатив Dot Connector Studio. Она также управляющий редактор в Internet Archive’s TV News Archive.
Редакция русского текста: Ольга Симанович – региональный редактор GIJN, работала тележурналистом, сценаристом, медиа-тренером и редактором в Украине. Ольга была репортером телевизионных новостей “Вікна-Новини” на канале СТБ и участвовала в международных расследованиях SCOOP.
Перевод на русский: Наталия Жачек, стажёр в Институте развития региональной прессы.